Кабмин расширил возможности для добычи ископаемых и рубок на заповедных территориях

Кабмин расширил возможности для добычи ископаемых и рубок на заповедных территориях

Анна Великая

Отмена коснулась большего количества природоохранных согласований, чем предполагалось в начале

Кабинет министров Украины внес изменения сразу в 4 своих постановления, принятых ранее. Они, в частности, предусматривают отмену согласования квот на добычу полезных ископаемых, а также технологических карт при проведении рубок на территориях природно-заповедного фонда.

Текст постановления №401 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины относительно отмены неактуальных инструментов государственного регулирования в сфере охраны окружающей природной среды", которое закрепляет эти изменения, опубликовали на сайте правительства.

Прежде всего, заметим, что текст принятого постановления существенно отличается от того проекта, который в конце января подготовило и обнародовало Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. Тогда ведомство предлагало внести изменения в три документа:

В финальном же варианте, утвержденном правительством, к этим документам добавились еще два:

Что изменилось

  1. Из перечня природных ресурсов, на которые выдается разрешение на специальное использование в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, исключили полезные ископаемые. Ранее это разрешение выдавало Минприроды.
  2. Также полезные ископаемые исключили из Положения о порядке установления лимитов использования природных ресурсов общегосударственного значения. В проекте постановления в министерстве предлагали исключить лесные ресурсы, но в утвержденном тексте постановления они остались, а вот полезные ископаемые исключили.
  3. Также из этого Положения убрали пункт 3, как и предлагало министерство. Он предусматривал, что лимиты (квоты) на добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, и сроки их действия утверждает Кабинет министров Украины по представлению Министерства экономики и Минприроды, согласованным с областными государственными администрациями.
  4. Запретили заготовку сена, в котором есть краснокнижные растения. Убрали норму, что срок сенокошения указывается в лесном билете.
  5. Отменили необходимость согласовывать с территориальными органами Государственного агентства лесных ресурсов Украины и областными государственными администрациями дополнительную заготовку древесины в пределах не использованного за предыдущие годы объема действующей расчетной лесосеки при проведении рубок главного пользования.
  6. Технологические карты относительно лесоводческих требований в горных лесах Карпат теперь не нужно согласовывать с территориальными органами Гослесагентства, а при проведении рубок на территории и объектах природно-заповедного фонда отменено требование согласовывать их с облгосадминистрациями.

Чем Минприроды обосновывало необходимость изменений

В Анализе регуляторного влияния к проекту постановления Кабмина его авторы отмечали следующие причины:

  1. Разрешение на специальное использование природных ресурсов в части использования полезных ископаемых является устаревшим и неактуальным инструментом, поскольку "на сегодня пользование всеми видами недр независимо от места их залегания, в том числе и углеводородами на континентальном шельфе, осуществляется на основании специального разрешения на пользование недрами, что регулируется Кодексом Украины о недрах". По словам чиновников, за последние 2 года не было выдано ни одного такого разрешения.
  2. Большинство разрешений в сфере лесопользования, которые предлагалось отменить этим постановлением, являются незаконными, поскольку необходимость их получения не определена на уровне специальных законов, как того требует статья 5 Закона Украины "Об административных услугах".
  3. Инструмент "согласование технологических карт относительно лесоводческих требований" определен только на подзаконном уровне, а на уровне Лесного кодекса Украины он не предусмотрен. Также отсутствует порядок (процедура) такого согласования с территориальными органами Гослесагентства. В положении также не прописаны полномочия областных управлений по выдаче такого согласования.  По информации Гослесагентства, в течение 2021 года было предоставлено 3190 таких согласований, а в течение 2022 года – 3248. То есть ежегодно более 3000 субъектов хозяйствования вынуждены тратить средства на подготовку и подачу документов для получения заведомо незаконного инструмента государственного регулирования, говорится в анализе.

Напомним, в январе ЭкоПолитика сообщала о том, что Минприроды хочет отменить отдельные разрешения и согласования по лесам и недрам.

Читайте также
Экосообщество выступило против скандального законопроекта №12414: в чем риск для окружающей среды
Экосообщество выступило против скандального законопроекта №12414: в чем риск для окружающей среды

Парламент и президента призывают отменить разрушительные изменения в законодательстве

Верховная Рада может разблокировать процедуры ОВОС для недобросовестных застройщиков, – ОО "Код 21"
Верховная Рада может разблокировать процедуры ОВОС для недобросовестных застройщиков, – ОО "Код 21"

По словам экоактивистов, депутаты под прикрытием войны "протягивают" фатальные для сохранения окружающей среды решения

Адвокаты нашли законопроект, который позволит застройку прибрежных защитных полос
Адвокаты нашли законопроект, который позволит застройку прибрежных защитных полос

Они настаивают на снятии его с рассмотрения из-за несоответствия Конституции Украины