НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности shutterstock

НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности

Анна Великая

Переход предприятий Евросоюза на новые экологичные рельсы продолжается уже не первый десяток лет

16 июля 2024 года Верховная Рада приняла евроинтеграционный Закон №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Таким образом, Украина имплементировала отдельные главы Директивы 2010/75/ЕС.

ЭкоПолитика разбиралась, что предусматривает 75 Директива ЕС, какое Евросоюз имеет законодательство по охране окружающей среды от выбросов объектов промышленности и экомодернизации предприятий, а также когда вступят в силу нормы нового украинского закона о модернизации промышленности.

Какие документы в Европе регулируют промышленное загрязнение

Директива Европейского Парламента и Совета 2010/75/ЕС о промышленных выбросах (интегрированный подход к предотвращению загрязнения и его контролю)

Утвердили: 24 ноября 2010 года.

Вступила в силу:  6 января 2011 года.

Назначение: заменила сразу несколько предыдущих законодательных актов в сфере промышленного загрязнения.

Цель: уменьшение загрязнения от промышленных объектов.

Основной принцип: "загрязнитель платит".

Механизм: влияние предприятия на окружающую среду оценивается комплексно, а не на отдельные его компоненты, такие как воздух, вода или почва. По результатам оценки выдается единое интегрированное разрешение.

Главное требование: внедрение промышленностью наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

В случае, если расходы на НДТМ превышают экологические преимущества от применения, предусмотрена временная отсрочка их введения.

Различия в экологическом законодательстве стран-членов ЕС есть, но они несущественны. В большинстве своем они присутствуют в администрировании – например, выдавать интегрированные разрешения в разных государствах Евросоюза могут разные органы.

Shutterstock

Интегрированные разрешения в ЕС

По состоянию на 2015 год, предприятия в ЕС получили 51 615 интегрированных разрешений. Большинство из них было выдано в 1999-2007 годах на основе требований предыдущей Директивы 96/61/ЕС по всеобъемлющему предотвращению и контролю загрязнений.

Последовательная политика Евросоюза по экомодернизации промышленности дала существенные результаты: за период с 2004 по 2022 год большие сжигающие установки в ЕС снизили выбросы диоксида серы SO2 и пыли на 92%, а диоксида азота NO2 на 70%. Что интересно, сокращения выбросов удалось добиться одновременно с экономическим ростом.t.me/mindovkillia

Источник: t.me/mindovkillia.

Отступы от экологических требований для европейских предприятий

Отдельные производства могут получить отступления от строгих экологических требований, предусмотренных законодательством ЕС. Для этого нужно корректно обосновать необходимость их предоставления.

Так, например, Министерство охраны окружающей среды Чехии помогает бизнесу преодолевать вызовы, связанные с внедрением Директивы 2010/75/ЕС. В частности, ведомство консультирует и дает методические рекомендации, как получить отступление. В настоящее время в Чешской Республике работают 35 предприятий, которые их получили. Эти компании относятся преимущественно к энергетическому и отопительному секторам, а также стекольной отрасли. То есть из всех предприятий страны, имеющих интегрированные разрешения, 2% получили отступления.

Финансирование экомодернизации предприятий в ЕС

Природоохранные мероприятия в Евросоюзе реализовывались с привлечением:

  • собственных ресурсов промышленности;
  • кредитных средств;
  • финансов различных фондов ЕС;
  • средств соответствующих государственных фондов государств-членов Европейского Союза.

Важно отметить, что внедрение экологических проектов в странах ЕС происходило параллельно с реконструкцией, экомодернизацией и переоснащением основного оборудования.

shutterstock

Когда начнет действовать Закон Украины №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения"

Документ вступает в силу частично:

  • подзаконные акты – в течение 12 месяцев. Нормы законопроекта №11355 предусматривают его выполнение предприятиями с третьего квартала 2025 года (в течение года после даты предполагаемого принятия);
  • отдельные положения по применению выводов НДТМ – через 4 года после прекращения военного положения, кроме установок, которые вводятся в эксплуатацию впервые.

Напомним, 16 июля Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №11355 о промышленном загрязнении, а 6 августа его подписал президент Владимир Зеленский.

Также ЭкоПолитика рассказывала о том, что изменится для украинских предприятий с принятием этого закона и как предприятиям получить интегрированное разрешение.

Читайте также
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению

У стран Евросоюза есть 22 месяца на имплементацию новых норм и подходов

Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали

Его внедрение предусмотрено евроинтеграционными обязательствами Украины

Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации

Президент подписал закон №11355 о промышленном загрязнении
Президент подписал закон №11355 о промышленном загрязнении

Стейкхолдеры поинтересовались, означает ли это, что после этого предприятия перестроятся сами, как по волшебству