Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации за пять месяцев пополнился на сумму более миллиарда гривен. Еще $350 тыс. дает ПРООН в Украине. Но пока Фонд декарбонизации не может распоряжаться деньгами. Почему – разбиралась ЭкоПолитика.
Задача фонда декарбонизации
Чтобы украинская экономика быстрее декарбонизировалась Кабмин создал Государственный фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации. Название говорит само за себя: сбор и использование денег на переход от углеродной экономики на углеродно нейтральную. А также переформатирование энергетической отрасли, где современные и эффективные технологии заменяют устаревшие энергоемкие.
Создание Фонда декарбонизации в 2020 году инициировала Ольга Буславец, бывшая руководительница Министерства энергетики Украины. Она рассказала, что фонд создавали по лучшим мировым образцам.
"Предполагалось, что фонд будет наполняться частью налога на выбросы углекислого газа. Этот механизм был взят из опыта Дании и 18 ведущих стран мира, которые использовали налог на выбросы СО2 исключительно на мероприятия по декарбонизации. При поддержке Украинско-Датского энергетического центра был разработан проект закона с целью создания Фонда декарбонизации на законодательном уровне", – рассказала Буславец.
Фонд должен был появиться в 2021 году, но официально заработал 1 января текущего года. Средства фонда будут тратить на следующие мероприятия:
- финансирование проектов по энергоэффективности;
- сокращение выбросов парниковых газов;
- увеличение доли возобновляемых источников энергии;
- компенсация расходов лицам, потратившимся на энергоэффективные меры;
- выплата государственных долгов за кредиты на энергоэффективную модернизацию
С запуском Фонда декарбонизации в Украине должен заработать принцип загрязнитель платит. Это означает, что экологический налог за выбросы в атмосферу парниковых газов будет идти не в общий бюджет государства, а будет направлен на реализацию мер по декарбонизации.
Деньги получили – потратить невозможно
Министерство финансов Украины сообщило, что по состоянию на 05.06.2024 года поступления в Фонд декарбонизации по уплате экологического налога составили 1,1 млрд грн.
Но пока средства использовать невозможно. Фонд не может распоряжаться деньгами из-за отсутствия подзаконной нормативно-правовой базы.
"Первоочередные шаги были сделаны, но Фонд декарбонизации пока не заработал в полной мере. Важным шагом для полной работы Фонда должны были быть приняты акты Кабинета Министров. Они должны были бы определить порядок использования средств, полный перечень мероприятий и требования к ним, утвердить целевые программы", – рассказала Ольга Буславец.
Заместитель директора департамента стратегического развития Госэнергоэффективности Тамара Буренко также отметила, что сейчас отсутствуют необходимые документы для полноценной работы фонда.
"Фонд декарбонизации еще не имеет подзаконных нормативных правовых актов (НПА), поэтому пока не о чем говорить. Сейчас НПА на рассмотрении в Кабмине. Когда Правительство рассмотрит, и какая редакция будет одобрена – никто не знает", – сообщила Буренко.
Еще в апреле Мининфраструктуры и Госэнергоэффективности совместно разработали и направили на утверждение в Правительство проект постановления "Об утверждении Порядка использования средств государственного фонда декарбонизации и энергоэффективной трансформации". В Секретариате Кабмина сообщили, что документ "прорабатывается в установленном порядке в соответствии с регламентными требованиями". Когда проект утвердят или отправят на доработку в Кабмине не сообщили.
Госэнергоэффективности в мае подписало соглашение с агентством ПРООН в Украине. Согласно ему Фонд декарбонизации получит до $350 тыс. безвозвратной финансовой помощи.
"По крайней мере 80% этих средств выделяется на поддержку кредитов для энергосервисных компаний, которые должны значительно усилить усилия Украины по декарбонизации", – сообщили в агентстве.
Кроме того, ПРООН в Украине предоставляет фонду институциональную поддержку, привлекая финансовых, юридических и технических экспертов. Она включает мониторинг и контроль для соответствия стандартам устойчивости, прозрачности и эффективности.
"Сейчас Фонд находится на начальной стадии, завершаются правительственные процедуры, механизмы отбора проектов и критерии функционирования. Первые успехи можно будет оценить в конце 2024 – начале 2025 года, что позволит понять эффективность и влияние на сокращение выбросов CO2", – прокомментировали в ПРООН в Украине.
Декарбонизация на местах
Для ускорения экологической модернизации Госэнергоэффективности открывает региональные офисы. Первый открыли еще в ноябре прошлого года на Днепропетровщине. На сегодня таких офисов декарбонизации уже несколько. Однако работа этих учреждений ограничена предоставлением консультаций.
Харьковский офис декарбонизации
В конце февраля текущего года Госэнергоэффективности совместно с Харьковской ОГА открыли на Харьковщине региональный офис декарбонизации и энергоэффективности.
"Будем оказывать финансовую, государственную поддержку, которая стартует с апреля текущего года", – рассказала во время открытия офиса Анна Замазеева.
На сегодня в Харьковской ОВА не владеют информацией о реализованных офисом проектах и сколько денег было выделено на офис. Зато в Харьковском областном совете сообщили, что офис не получал средств из бюджета и из других источников финансирования.
"Учитывая, что Офис является консультативно-совещательным органом, непосредственное привлечение им инвестиций пока не проводится", – отметили в Харьковском облсовете.
Днепропетровский офис декарбонизации
Учреждение на Днепропетровщине открыли еще в ноябре прошлого года. Во время открытия должностные лица Госэнергоэффективности и Днепропетровской ОГА подписали меморандум о сотрудничестве на базе указанного офиса.
В июне Днепропетровская ОГА сообщила, что информация о деятельности офиса в администрации отсутствует. А что же с меморандумом о сотрудничестве?
Реакция экосообщества
Президент Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) Людмила Цыганок отметила, что декарбонизацию и энергоэффективность обеспечат только действующие программы.
"Важны программы стимулирования, а не хорошие обещания и количество созданных новых Офисов. Отсутствие четких механизмов в момент запуска Фонда вызывают обоснованное беспокойство", – прокомментировала Цыганок.
Президент общественного союза "Украинский фонд энергоэффективности и энергосбережения" Анар Рафиев отмечает, что в работе фонда не хватает прозрачности.
"С одной стороны, можно отметить, что фонд имеет четко определенные цели и задачи. С другой – не все проекты являются прозрачными и доступными для общественности. Важно обеспечить прозрачность деятельности фонда, усовершенствовать механизмы мониторинга и оценки результативности. Перспективы Фонда декарбонизации зависят от его способности решить вышеупомянутые проблемы", – считает Рафиев.
Председатель правления ОО "Альянс восстановления Украины" Юрий Маслов отметил, что из-за военной агрессии РФ наполненность Фонда декарбонизации не достигает 1% от годовой потребности.
"Этот фонд может стать мощным механизмом декарбонизации промышленности Украины. Вопрос декарбонизации надо решать уже сегодня. Решить проблему отсутствия финансирования проектов могут отраслевые фонды развития в соответствии с европейским климатическим законодательством. Такие фонды в сочетании с грантовой и технической помощью, с климатической трансформацией предприятий будут действенным механизмом поддержки евроинтеграционного курса Украины", – считает Маслов.
Делят министерства – куда фонд?
В мае представители украинской власти начали говорить о том, что Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры будет разделено на два отдельных ведомства. Правительство уволило главу Мининфраструктуры Александра Кубракова и его заместителей. Народные депутаты начали распространять версии, кто же возглавит министерство, а также "новосозданное" в результате разделения Министерство регионального развития.
Более месяца прошло с момента увольнения Александра Кубракова, а новых министров в Мининфраструктуры и Минрегионразвития так и не назначили. К тому же без руководителя оказалось Государственное агентство по восстановлению Украины.
Как такая турбулентность в Правительстве скажется на работе Фонда декарбонизации? Министерства без руководителей, блокирование проектов по восстановлению очевидно не будут способствовать эффективной работе фонда.
Деньги из климатических фондов
Из-за военной агрессии РФ в Украине сократилось производство: часть предприятий работают не в полную силу, часть была уничтожена. Поэтому и количество денег, которые поступят в Фонд декарбонизации зависят от способности украинских предприятий. А вместе с тем и масштаб финансирования экологической модернизации.
В случае падения экономики руководство государства могло бы ориентироваться на привлечение инвестиций из мировых климатических фондов. Там деньги есть и их активно направляют на реализацию программ по декарбонизации. Страны Европейского Союза проводят экологическую модернизацию производства в целом за счет грантовой поддержки ЕС. На зеленую модернизацию промышленных гигантов выделяются сотни миллионов евро. Раз в год инновационный фонд ЕС проводит конкурсы больших и малых проектов, которые предлагают прорывные решения в вопросе внедрения низко углеродных технологий. Такие проекты получают деньги и реализуются.
Украинский Фонд декарбонизации может стать площадкой для привлечения миллионов евро из европейских целевых фондов. Более того, фонд в своей деятельности предусматривает наполнение за счет целевых грантов и кредитных средств. К тому же, целевые климатические фонды готовы предоставлять деньги и предоставляют.
Однако никаких заимствований для пополнения в текущем году Правительство не делало. Грантов украинский фонд декарбонизации не получал. Привлечение безвозвратных средств в виде грантов на модернизацию экономики отложено на потом, пока правительство не определится с кадрами и приоритетами. Когда это произойдет пока неизвестно.