В Берлине прошла Международная конференция Ukraine Recovery Conference 2024 (URC2024), которая длилась 2 дня. От нашей страны присутствовали как представители власти – президент, народные депутаты, чиновники профильных министерств, так и представители бизнеса и общественных организаций. Европейские партнеры в ходе проведенных встреч четко дали понять, что восстановление Украины должно быть "зеленым" и отметили необходимость перехода от обсуждений к конкретным действиям.
Важнейшим событием для окружающей среды министерство назвало старт Международной платформы действий по зеленому восстановлению Украины. Совместное заявление подписали ЮНЕП, ОЭСР и ЕЭК ООН. А Федеральное министерство экологии, защиты окружающей среды, ядерной безопасности и защиты потребителей Германии уже заявило о финансовой поддержке платформы на сумму €5 000 000.
По мнению Ирины Черныш, соучредительницы и главы ОО "SaveDnipro", учитывая уровень уничтожения окружающей среды, ущерб которой уже составляет более 2,4 трлн грн, сумма помощи выглядит скромно. Но эксперт заметила, что трек окружающей среды также упоминается в совместном коммюнике по итогам первой встречи на уровне министров Многосторонней координационной платформы доноров для Украины.
"Мы будем продолжать координировать наши усилия для покрытия финансовых потребностей Украины, сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, развития устойчивого, инклюзивного, гендерно-ориентированного и зеленого восстановления, основанного на сильных демократических институциях, верховенстве права и антикоррупционных мерах" – отметили члены Платформы.
Также Черныш рассказала, что министр защиты окружающей среды Руслан Стрелец физически не присутствовал на URC2024, а выступал онлайн. Среди основных тезисов выступления он упомянул 12 новых законов и реформ, касающихся окружающей среды, благодаря которым Украина имеет надежный фундамент для зеленого восстановления, но какие это законодательные инициативы – не уточнил.
По мнению эксперта, тревожным выглядит ответ на вопрос модератора о потенциальных сферах для инвестиций в Украину относительно зеленого восстановления, ведь среди основных направлений Руслан Стрелец выделил:
- использование недр;
- инвестиции в акционерное общество "Вода Украины", которое планируется создать;
- заготовку древесины;
- развитие возобновляемых источников энергии в Чернобыльской зоне отчуждения.
Ирина Черныш отметила, что основная часть из озвученного не имеет ничего общего с защитой окружающей среды, скорее с позиционированием окружающей среды как ресурсной базы, являющейся очень тревожным звоночком для сферы.
“А в контексте того, что вопрос зеленого восстановления не звучал из уст высшего руководства страны, выглядит так, будто Украина может быть превращена в ресурсную базу в процессах восстановления. Следует помнить, что дьявол кроется в деталях, и когда мы готовим евроинтеграционное законодательство для имплементации европейских, обязательных для вступления в ЕС норм, мы можем создать Франкенштейна, закладывая в новые законы и другие нормативно-правовые акты условия для исключительного быстрого восстановления, упрощая или полностью отменяя экологические процедуры или закладывая определенные отступления для природопользователей”, – предупредила она.
Из положительных моментов URC2024 Ирина Черныш отметила существенно более широкую представленность общественного сектора: на конференции присутствовали представители почти всех ведущих организаций сферы защиты окружающей среды. По мнению эксперта, это наглядно демонстрирует понимание западными партнерами важности участия общественных организаций в процессах восстановления.
По мнению Елены Шуляк, депутата Верховной Рады, главную идею URC2024 идеально характеризует украинская поговорка “меньше слов — больше дела”. Она отметила, что наши партнеры ожидают четких технических шагов по дорожной карте трансформационных реформ. Депутат рассказала, что в кулуарах конференции и официальных выступлениях наиболее употребительными высказываниями были building better than before ("строить лучше, чем было раньше"), sustainable recovery management ("управление устойчивым восстановлением"), circular economy ("циркулярная экономика") и anticorruption infrastructure ("антикоррупционная инфраструктура").
"Представители правительств европейских стран, по сути, говорили в унисон одно и то же: мы должны обеспечить постоянную и эффективную экосистему восстановления, выполнив домашнее задание по перечню срочных антикоррупционных мероприятий, провести ряд структурных реформ, предусмотренных в частности планом Ukraine Facility (а это более 150 индикаторов по 69 направлениям) и в договоренностях с МВФ”, – рассказала она.
Также она отметила, что европейских партнеров очень волнует кадровая политика восстановления Украины: нужны хорошие менеджеры и исполнители на всех уровнях власти, которые возьмут на себя процесс восстановления страны.
"Должны быть люди, которые не только возьмут на себя ответственность за стратегию восстановления, но и создадут дорожную секторальную карту ее воплощения, будут содействовать способности общин формировать проектные группы и команды, воплощать замыслы в жизнь", – сказала она.
Президент "МХП Эко Энерджи" Александр Домбровский рассказал, что ключевым выводом немецко-украинского "зеленого" диалога "Перезагрузка Украины возобновляемой энергией" стало то, что в Украину нужно инвестировать прямо сейчас, не дожидаясь завершения войны: как в восстановление энергетической инфраструктуры на основе инновационных зеленых технологий, так и в украинскую экономику. Он отметил, что многие крупные немецкие компании уже работают в Украине, а еще больше готовят очень крутые инвестиционные проекты.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Берлине запустили Международную платформу действий для зеленого восстановления Украины.