Каждая пятая из 6 тысяч официально зарегистрированных свалок и полигонов в Украине — проблемная. В целом, по данным Минрегиона, только в 2020 году в Украине образовалось более 54 млн м3 или более 15 млн тонн бытовых отходов. Площадь официальных свалок увеличилась на 500 га и достигла 9 тыс га.
261 (4,3%) полигонов признано перегруженными, а 868 (14%) не соответствуют нормам экологической безопасности.
Плюс, а точнее минус, огромное количество стихийных свалок; сейчас в реестре Минэкологии их внесено более 300. По данным Минрегиона, в 2020 году было выявлено 22,6 тыс несанкционированных свалок, занимающих площадь 0,56 тыс. га. Из них ликвидировано 21,7 тыс площадью 0,53 тыс га.
Система решений проблемы отходов испытана и показала свою успешность во многих странах: рациональное управление полигонами, их рекультивация, дегазация и производство топлива из твердых бытовых отходов (ТБО).
Что же в Украине? По данным Минрегиона, из 424 свалок, которые нуждаются в немедленной рекультивации, фактически рекультивировано 2020 года только 24.
Столь мизерные темпы внедрения инноваций объясняются несовершенством украинского законодательства.
Давайте признаем: украинские предприниматели, инвестирующие сегодня в "зеленую" энергетику, является первопроходцами. Мы создаем возможности для деятельности отрасли "не благодаря, а вопреки".
В регулировании сферы альтернативной энергетики уже давно не работают прозрачные и понятные правила игры, существенно влияет на инвестклимат страны. Как следствие — зарубежные инвесторы просто избегают заходить на украинский энергорынок. Национальный же бизнес, ради создания новой, гибкой и жизнеспособной системы управления отходами, продолжает бороться с существующей бюрократией.
Львиная доля потенциальных инвесторов оценивают рынок управления отходами как нерегулируемый, без четких и адекватных правил. Прежде всего — законодательная база waste-management однозначно устарела, ведь ее основа — закон 1998 года "Об отходах". В тексте закона нет большинства современных международных терминов, касающихся обращения с отходами, ведь в конце XX века их еще не существовало.
В законе 2000 года "Об альтернативных видах топлива" отсутствуют понятия о RDF (топливо из отходов) и SRF (твердое восстановленное топливо). Например, мусороперерабатывающие заводы в соседней Польше уже 15 лет изготавливают топливо с ТБО; объем производства составляет более 4 млн тонн топлива в год.
В украинском же законодательстве места для RDF и SRF топлива пока не нашлось. А это тоже возобновляемые источники энергии. Это не только наше тепло и энергонезависимость, но и возможности для регулярных финансовых поступлений.
Результат устаревших норм — инвестор, который готов вкладывать деньги в развитие "зеленой" энергетики, создает проекты на свой страх и риск.
А риск, к сожалению, растет. Прошлогодний кризис неплатежей в альтернативной энергетике укрепил мнение бизнеса, что гарантии для инвесторов необходимо закреплять законодательно. Возможно, такая норма позволит улучшить испорченный инвестклимат и привлечь эко-ориентированных бизнесменов в Украину?
К сожалению, даже действующие прогрессивные нормы законодательства в Украине выполняются далеко не идеально. Например, согласно государственным строительным нормам (ГСН) от 2005-го нужно проводить обязательную дегазацию полигонов ТБО, уничтожая при этом особо опасный газ метан; а из биометана можно производить тепло и электричество, зарабатывая на этом.
Однако по состоянию на начало 2021 года лишь на 19 полигонах устроены системы извлечения биогаза и эксплуатируются когенерационные установки, мощность которых достигла 26 МВт. Для сравнения: по оценке Госэнергоэффективности, потенциал биогазовой отрасли из отходов составляет 4 млрд м3 ежегодно, а это 5 млн МВт-ч электроэнергии. Это возможность предоставлять электричество жителям более 115 тыс. квартир круглый год.
Как видим — потенциал огромный. Но пока через нашу недальновидность мы ходим по деньгам, и даже не пытаемся использовать эти ресурсы во благо.
Пора просыпаться, и перестать относиться к отходам как к неизбежному злу. При правильном менеджменте и работающем актуальном законодательстве, управление отходами — это прибыльный бизнес, способный создавать новые поступления налогов и рабочие места.