В начале июня 2022 года Рабочая группа "Экологическая безопасность" при Национальном совете по восстановлению Украины от последствий войны определила пять приоритетных направлений в сфере экобезопасности.
О каких направлениях идет речь, какие проблемы каждый из них содержит, а также о том, какие предложения и пути для их решения наработаны, — читайте в материале ЭкоПолитики.
Направление 1. Реформирование государственного управления в природоохранной отрасли
По этому направлению определены три основные проблемы.
Первая проблема состоит в том, что формирование и реализация политики, государственное управление и контроль в области неэффективны и не обеспечивают уменьшения загрязнения и вреда окружающей среде.
Поэтому недостаток должного контроля приводит к запущенному состоянию окружающей среды. Без создания современной Государственной инспекции по охране окружающей среды (ГИООС) невозможно эффективно, оперативно и методично правильно произвести расчет вреда, причиненного окружающей среде в результате военных действий.
Полностью отсутствует разработанный пакет подзаконных нормативно-правовых актов на реализацию законопроекта 3091, отсутствуют методические пособия по подготовке инспекторов по аналогии с подготовкой патрульной полиции, отсутствует детальная техническая задача по разработке информационно-аналитической системы ГИООС.
Для решения этой проблемы предлагается ввести новые принципы, основы современного прозрачного эффективного, дружественного к окружающей среде и бизнесу государственного экологического контроля, с высоким процентом доверия граждан к органам контроля, устранить существующие пробелы и коллизии в правовых и институциональных механизмах контроля.
Этой цели можно достичь в три этапы. На первом этапе следует внедрить новые правовые и организационные основы экологического контроля, а также разработать и принять методологии определения вреда окружающей среде.
Второй этап предполагает выполнение трех задач: 1) проведение институционной и кадровой реформы и создание нового органа государственного экологического контроля; 2) определение вреда окружающей среде от войны и определение способа возмещения; 3) повышение уголовной и административной ответственности за противоправные деяния против окружающей среды, а также введение уголовной ответственности за вмешательство в деятельность экоинспекторов.
На третьем этапе предлагается имплементировать Директиву ЕС "Об экологической ответственности" в национальное законодательство.
Достижение цели приведет к высокому уровню доверия граждан и бизнеса к уже существующему реформированному контрольному органу. Также уменьшится количество обращений граждан и бизнеса из-за коррупционных и других правонарушений со стороны нового контрольного органа.
Среди других проблем, требующих решения, названы также:
- необходимо привлечь передовых украинских и иностранных ученых для разработки инновационных методов и подходов для восстановления загрязненных территорий и последующего их применения;
- увеличиваются потребности населения в получении правильной экологической информации, формировании экологической культуры;
Учитывая это, предусмотрено разработать Межведомственную программу "Экологическое просвещение и информирование для устойчивого развития Украины", а также создать систему информирования и межведомственной коммуникации для содействия повышению уровня осведомленности.
- неспособность профильного министерства проводить общегосударственную скоординированную экологическую политику из-за отсутствия территориальных отделений министерства в регионах;
Предлагается разработать и утвердить обновленную структуру министерства и осуществить переход к ней.
- необходимость усовершенствования процедуры стратегической экологической оценки (СЭО) и обеспечения эффективного осуществления СЭО документов государственного планирования, в частности связанных с восстановлением Украины от последствий войны.
С этой целью следует усовершенствовать законодательство в сфере СЭО, создать реестр СЭО и установить ответственность за нарушение законодательства о СЭО и предоставить полномочия Госэкоинспекции по государственному надзору за его соблюдением.
- на военный и послевоенный период ОВД остановлены. Поэтому восстановление может происходить без соблюдения природоохранного законодательства.
Для решения проблемы рекомендовано: 1) собрать основные проблемы с ОВД в Украине, которые возникали у общественности, бизнеса и власти до войны, а также учесть новые, возникшие из-за войны; 2) проанализировать подходы к ОВД в разных странах мира и их прикладность к реалиям в Украине.
Еще одной неотложной проблемой является несоответствие системы мониторинга информационным потребностям государственного управления, информирование населения о состоянии окружающей среды, предотвращении и реагировании на чрезвычайные ситуации.
Наконец-то в новом решении нуждаются ограниченные и неэффективные эколого-экономические инструменты, не обеспечивающие потребности государственного управления в сфере охраны окружающей среды.
Направление 2. Климатическая политика: предотвращение и адаптация к изменению климата
В первую очередь проблему составляет высокая углеродная интенсивность экономики. Для ее устранения предлагается реализовать эффективную и последовательную политику по сокращению выбросов парниковых газов, согласованную с климатическими целями ЕС.
Не меньшая проблема – низкая адаптационная способность и устойчивость социальных, экономических и экологических систем к изменению климата. Чтобы уладить этот вопрос, предложено разработать и реализовать секторальные и региональные, местные оценки уязвимости к последствиям изменения климата и соответствующим планам адаптации.
Одной из задач в национальном плане прописано создание инновационного центра технологий для смягчения последствий изменения климата и климатического фонда.
Направление 3. Экологическая безопасность и эффективное управление отходами
Проблемными вопросами в этом направлении определены следующие:
- Критическое состояние экологической безопасности в Украине.
- Значительное количество образовавшихся отходов в результате военных действий и повреждения объектов управления отходами, а также нарушения логистических связей в сфере управления отходами.
- Несовершенная инфраструктура управления отходами и низкий уровень отходов.
- Высокие уровни промышленного загрязнения в условиях отсутствия должного контроля за выбросами.
Решить эти проблемы предусмотрено в три этапы с июня 2022 года по декабрь 2032-го.
Направление 4. Сбалансированное использование природных ресурсов в условиях повышенного спроса и ограниченных возможностей
Насущной проблемой в настоящее время является истощение природных ресурсов вследствие их неустойчивого использования и отсутствие сформированных резервов природных ресурсов, усиливающиеся неэффективным управлением и отрицательным влиянием изменения климата.
Также пристального внимания требует вопрос ухудшения состояния природных ресурсов и их способности к самовосстановлению вследствие загрязнения окружающей среды.
Одной из задач для решения этой проблемы является завершение подготовки Водной стратегии Украины, внесение изменений в Общегосударственную целевой программу "Питьевая вода Украины" на 2022-2026 годы с целью ликвидации последствий военных действий, а также подготовка различных секторальных программ и планов.
Ненадлежащее государственное управление в сфере природопользования, что приводит к несоблюдению или игнорированию природоохранного законодательства, также представляет существенную проблему, требующую решения.
Наконец, озабоченность вызывает несоответствующая целям экополитики земельная нормативно-правовая база, которая способна обеспечить выполнения целей, прописанных в нормативно-правовых актах природоохранного направления.
Направление 5. Сохранение природных экосистем и биологического разнообразия. Восстановление и развитие природоохранных территорий и объектов
Главным проблемным вопросом является недостаточность доли природоохранных территорий и их интеграция в единую сеть для устойчивого развития
Поэтому в нацплане предусмотрено создать репрезентативную и эффективно управляемую сеть природоохранных территорий, которая будет интегрирована в сеть природоохранных территорий ЕС.
Отметим, что в состав Рабочей группы "Экологическая безопасность" входит более 200 участников – экспертов, ведущих ученых в области охраны окружающей среды, представителей государственных органов, проектов международной технической помощи, организаций гражданского общества и бизнеса.
Они нарабатывают предложения к нацплану по вопросам экологической безопасности, сохранения, биологического и ландшафтного разнообразия, воспроизводства и неизнурительного использования природных ресурсов, формирования и внедрения эффективной климатической политики, системы управления отходами, мониторинга окружающей среды, цифровой трансформации, реформирования природоохранной отрасли, внедрения европейских директив.
Учитывая важность экологической безопасности и сопутствующих вопросов для общественности и большое количество экспертов, работающих над ними, необходимо пригласить к участию представителей СМИ для создания соответствующего медийного фона деятельности рабочей группы.