Война в Украине ослабила преданность европейских правительств климатическим целям ЕС, ведь отказ от энергоносителей из россии может затмить переход к чистым источникам энергии.
Для успешного перехода и отказа от российской нефти и газа страны-члены нуждаются в политическом лидерстве, сообщает ECFR.
Перед лидерами блока стоят три основных проблемы:
- быстрое снижение энергетической зависимости от России, что позволит государствам-членам наложить эмбарго на импорт российской нефти и, возможно, газа;
- построение новых партнерских отношений с третьими странами для защиты европейской энергетической безопасности в долгосрочной перспективе;
- внедрение пакета Fit for 55, чтобы "воплотить в жизнь" зеленый курс.
Некоторые страны-члены считают, что переход к чистым и возобновляемым источникам не снизит цены на энергию достаточно быстро, поэтому Австрия, Германия, Греция, Нидерланды, Польша и Чехия продлили срок службы своих угольных электростанций.
Также ряд стран возвращают свое долгосрочное внимание на инфраструктуру, которая до войны в Украине считалась переходным топливом, в частности, СПГ и АЭС.
Однако война может ускорить переход от ископаемого топлива и помочь сосредоточиться на климатических вызовах в среднесрочной перспективе.
В июне 2022 года Европарламент отклонил ключевые части пакета Fit for 55, направив свои предложения по изменению кредитов в рамках Системы торговли выбросами, CBAM и Фонда социального климата в комитет по доработке.
“Это показало, как разные страны-члены и политические группы выступают за разные решения энергетической трилемы ЕС. Между ними будет сложно найти баланс. И хотя 22 июня депутаты Европарламента проголосовали за одобрение компромиссного соглашения, стороны только скрыли свои разногласия”, – отметили в материале.
Исследование сети ассоциированных исследователей Европейского совета по международным отношениям показало, что страны-члены признают логику размещения чистых источников энергии в центре перехода ЕС от зависимости от россии, а некоторые уже сотрудничают для этого. Однако им следует увеличить усилия на каждом шагу посредством политического лидерства, взаимного давления и объединения ресурсов для создания эффекта масштаба.
План REPowerEU ставит целью быстрое уменьшение зависимости от российского ископаемого топлива путем быстрого перехода вперед и объединения усилий для достижения более устойчивой энергетической системы.
В письме президенту Еврокомиссии в середине июня более широкий альянс государств, а именно Австрия, Дания, Германия, Люксембург, Ирландия, Швеция, Словения, Нидерланды, Финляндия и Испания, выразил обеспокоенность по направлению движения ЕС в рамах Fit for 55. Они указали на риск того, что текущая сосредоточенность ЕС на краткосрочных потребностях в энергии приведет к тому, что он не достигнет своих промежуточных целей к 2030 году, что окажет негативное влияние на процесс декарбонизации.
Франция, как правило, считается мостом между этой группой и другими государствами-членами, ведь ее национальные климатические стандарты менее амбициозны. Она может быть важным звеном между зелеными прогрессивными лидерами и другими государствами-членами.
Наиболее заметное разделение между государствами-членами касается роли нефтегазовых санкций в их усилиях по противостоянию россии, а также скорости, с которой они могут прекратить свою зависимость от российской энергии.
Также страны не имеют общего видения определения чистой энергии, в частности включения в таксономию ядерной энергии и природного газа. Окончательное разделение государств-членов касается внутренней реакции на рост цен на энергоносители.
Такие страны как Франция, Польша и Германия, вероятно, намерены субсидировать энергию для потребителей, поскольку проблемы с производством и цепями поставок, а также санкции Запада против России способствуют резкому росту стоимости жизни. Очевидно, это повлияет на субсидии, предназначенные для компенсации негативных последствий Европейского зеленого соглашения.
Одним из необходимых ответов на эти вызовы является общий нарратив ЕС по декарбонизации, основанный на коллективном подходе к созданию нового типа энергетической безопасности. Государства-члены должны объединить свои ресурсы для поддержки энергоснабжения в ЕС, содействовать коллективным или скоординированным энергетическим соглашениям, а также установить широкие рекомендации по управлению социально-экономическими последствиями Европейского зеленого соглашения.
Другим важным аспектом ответа является необходимость признать что нужно "делать все необходимое" для решения проблемы. Это должно включать в себя дальнейшие заимствования для финансирования инвестиций в быстрое расширение индустрии чистой энергетики, как это предусмотрено планом RePowerEU. Нужно решительное политическое лидерство, чтобы убедить страны-члены действовать коллективно и солидарно для восстановления климатических амбиций ЕС.
"У европейцев есть много хороших идей по декарбонизации, но им не хватает политической смелости, чтобы выполнить свои довоенные климатические обязательства, которые необходимы как никогда", – говорится в материале.
Для преодоления этих вызовов необходимо принять определение энергетической безопасности, которое включает чистую энергию и набор устойчивых партнерств с соседними с ЕС странами и за его пределами, для поставки сырья необходимого для зеленых технологий.
Для некоторых государств-членов вполне естественно вернуться к национальным подходам к немедленному вызову ценой долгосрочной энергетической безопасности, ведь граждане в первую очередь обращаются к своим национальным лидерам, чтобы справиться со стремительными затратами на жизнь. Но европейские политические лидеры должны рассматривать этот вызов как энергетический суверенитет ЕС, а не национальный.
Европейцы не сделают смелый выбор или не извлекут выгоду от эффекта масштаба, если будут работать на национальном уровне.
"В долгосрочной перспективе разумное политическое руководство будет жизненно важно для убеждения граждан принять необходимые личные жертвы с точки зрения потребления энергии и расходов", – отметили в материале.
Этот переход к европейскому, а не национальному, энергетическому суверенитету будет иметь структурные последствия, требуя перемещения некоторых компетенций на уровень ЕС. Предложения Комиссии по общеевропейскому законодательству по хранению газа, солнечных батарей и реконструкции общественных зданий являются примером.
Главная проблема, с которой ЕС сейчас сталкивается, касается того, как действия России влияют на европейский климатический и энергетический суверенитет. Однако в ближайшие десятилетия основным вызовом станет взаимодействие с основными игроками, формирующими климатическую повестку дня и имеющими много важного сырья, материалов и технологии, необходимые для энергетического перехода, в частности в Китае, Индии и Южной Африке.
Первым шагом в решении обеих проблем является то, чтобы государства-члены говорили единым голосом, создавая видение европейского энергетического суверенитета.
Франция, вместе с такими партнерами как Дания, Италия, Испания, Нидерланды, Португалия и Австрия, имеет возможность построить мосты между государствами-членами в партнерстве с будущими председательствами в ЕС, объединив их в важнейших аспектах повестки суверенитета, а именно климат и энергетика
Напомним, война россии против Украины положила конец прежней климатической политике.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Европарламент утвердил 3 ключевых законопроекта для борьбы с изменением климата