Верховная Рада Украины во вторник, 2 марта, приняла в первом чтении законопроект №4407 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно объектов повышенной опасности".
"За" это решение проголосовало 317 народных депутатов. В частности, 216 голосов отдали члены президентской фракции "Слуга народа" (чтобы посмотреть результаты поименного голосования, доскролльте до конца страницы).
Документ был подан Кабинетом министров, а главным разработчиком является Государственная служба по чрезвычайным ситуациям Украины. Его цель — гармонизация украинского законодательства с нормами ЕС, а именно имплементация Директивы 2012/18/ЕС о контроле угроз возникновения крупных аварий, связанных с использованием опасных веществ (Директива Севезо III).
Суть законопроекта заключается в:
- составлении процедуры отнесения к объектам повышенной опасности (ОПО);
- передаче функций по обеспечению безопасности и защиты населения за пределами ОПО на местные органы исполнительной власти;
- определение ответственного органа, который будет распорядителем информации об ОПО и будет заниматься передачей и получением информации об объектах повышенной опасности среди государств-членов ЕС;
- совершенствование координации между ответственными органами;
- обязать субъектов хозяйствования самостоятельно приостанавливать деятельность производства (эксплуатацию оборудования), на котором произошла авария;
- отмене декларации безопасности на ОПО с заменой ее на отчет о мерах безопасности на объектах повышенной опасности, который готовится по упрощенной процедуре, и обеспечение доступа к нему;
- усовершенствование процедуры предоставления информации после несчастного случая на ОПО;
Результаты поименного голосования:
Результаты голосования прокомментировал и глава экологического комитета парламента Олег Бондаренко на своей странице в Facebook.
"Целью этого законопроекта является гармонизация украинского законодательства с нормами ЕС, в частности речь идет о Директиве 2012/18/ЕС Европейского Парламента и Совета Европы от 4 июля 2012 года "О контроле угроз возникновения крупных аварий, связанных с использованием опасных веществ", и о внесении изменений и дальнейшая отмена Директивы Совета 96/82/ЕС", — написал он.
Предлагаются следующие изменения:
- определения новых терминов, в соответствии с принятыми в Украине сроками и с учетом требований Директивы Севезо III, среди которых: "объект повышенной опасности" (ОПО), "оператор", "риск", "восстановление показателей безопасности источника опасности — приведение источника опасности, на котором произошла авария, в рабочее состояние";
- упорядочения процедуры отнесения объектов к объектам повышенной опасности (ОПО). По результатам идентификации ОПО устанавливается 1, 2 или 3 класс опасности)
- передача функций по обеспечению безопасности и защиты населения за пределами ОПО на местные органы исполнительной власти;
- обеспечение устройства автоматизированных систем раннего выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оповещения населения в случае их возникновения только на ОПО 1 и 2 класса, на ОПО 3 класса устройства таких систем не предусматривается;
- определение ответственного органа, который будет распорядителем информации об ОПО и будет заниматься передачей и получением информации об объектах повышенной опасности среди государств-членов ЕС;
- обязать субъектов хозяйствования самостоятельно приостанавливать деятельность производства (эксплуатацию оборудования), на котором произошла авария;
- отмена декларации безопасности на ОПО с заменой ее на отчет о мерах безопасности на ОПО, который готовится по упрощенной процедуре, и обеспечение доступа к нему;
- совершенствование координации между ответственными органами;
- гармонизацию законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в сфере безопасности ОПО;
- не распространяется на объекты обращения с отходами; оборудование, установки, производства с наличием на них только источников ионизирующего излучения; авиационные, автомобильные, водные, железнодорожные транспортные средства, осуществляющие перевозки опасных веществ за пределами объекта; объекты разведки, добычи и разработки полезных ископаемых, включая разведку и разработку морского дна, на которых опасные вещества не подняты на поверхность и находятся в обычном среде, в том числе углеводороды;
- определяет, что проведение мероприятий государственного надзора (контроля) о деятельности ОПО 1 класса должны осуществляться не реже одного раза в год, а по деятельности ОПО повышенной опасности 2 и 3 класса, осуществляться не реже одного раза в два года;
- определение полномочий центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты и выполняющего функции компетентного органа в сфере деятельности, связанной с ОПО.
"Этот законопроект будет способствовать повышению эффективности государственного регулирования в сфере деятельности субъектов хозяйствования, связанной с объектами повышенной опасности, и снижению уровня риска возникновения крупных аварий на ОПО", — резюмировал Бондаренко.
Как сообщала ЭкоПолитика, 1 марта президент Украины Владимир Зеленский подписал Закон "Об усилении ответственности за нарушение законодательства в сфере пожарной безопасности", который увеличивает штрафы за ущерб окружающей среде.