Экологическое сообщество обратится к украинским властям с просьбой на законодательном уровне определить такие явления как "экологический терроризм" и "эко рейдерство" и выработать реальные механизмы защиты от них для прозрачного бизнеса. Соответствующую резолюцию сформировали по результатам Национального эко форума.
В Facebook вокруг проблемы "эко терроризма" также развернулась оживленная дискуссия, поэтому и мы на ЭкоПолитике решили выяснить, как возникло это явление и что собой представляет.
О вопросах "эко терроризма" в Украине говорят не часто. Но вот в мире с ним борются уже десятки лет. Еще в 2005 году в ФБР назвали деятельность агрессивных защитников окружающей среды и животных "самой большой террористической угрозой в Соединенных Штатах". И эта проблема только набирает обороты.
ФБР определяет так называемый "экологический терроризм" как "применение или угрозу применения насилия криминального характера против невинных жертв или имущества граждан" со стороны экологических активистов. Первым полноценным актом экологического терроризма считают события 1977 года. Тогда представители Greenpeace и организации Общество охраны морской фауны разрезали сетки рыбных промышленников.
Следующий масштабный акт "эко терроризма" произошел 1986 года. Тогда члены Общества охраны морской фауны потопили исландские китобойные суда Hvalur 6 и Hvalur 7 в Рейкьявике. Целью теракта было остановить китобойный промысел в Исландии. Суда удалось спасти, но компании нанесли ущерб на $2 млн.
Параллельно с этим радикальные "зеленые" движения начали возникать и в Европе. В 1976-м в Великобритании появился "Фронт освобождения животных". Он объединил вегетарианцев и веганов, которые используют акции прямого действия, к примеру, поджигают научные лаборатории, портят оборудование и похищают подопытных животных. Впоследствии движение стало широко распространенным в мире, в частности в США.
В 1992-м опять же в Британии возникает "Фронт освобождения земли", который впоследствии перемещается в США. На его счету: поджог горнолыжного курорта в Уэйли, поджог бюро по управлению земельными ресурсами в штате Орегон и отделения рейнджеров Федеральной лесной службы США в Ок-Ридже, поджог бойни в Редмонде, штат Калифорния, взрыв и полное уничтожение офиса корпорации Boise Cascade, которая планировала начать строительство деревообрабатывающего машиностроительного комплекса в Чили, поджог жилого комплекса в Сан-Диего, штат Калифорния. В общем акции нанесли ущерб на десятки миллионов долларов. Сейчас эта организация, как и "Фронт освобождения животных" имеет филиалы во многих странах мира.
В 1999 в Великобритании возникает еще одна организация SHAC — Stop Huntingdon Animal Cruelty (Остановите жестокость по отношению к животным в Хантингдоне). Движение борется против научно-исследовательской компании Huntingdon LifeSciences, которая использует животных для опытов.
В 2005-м в ФБР отчитались, что провели 150 расследований по фактам 1200 преступлений, осуществляемых "эко террористами" с 1990 по 2004 годы. Это в среднем 80 террористических актов в год — шокирующие цифры! Наибольшее внимание правоохранителей привлекли "Фронт освобождения животных", "Фронт освобождения земли" и SHAC.
Подобные террористические акты от радикальных защитников окружающей среды продолжаются и по сей день. К примеру, в 2018 году вандалы атаковали строительную технику на трассе трубопровода для сжиженного газа Mariner East 2 в США, чтобы прекратить его строительство.
Радикальных "зеленых" обвиняют не только в терроризме. Во время расследования их деятельности правоохранители обнаруживали, что действия активистов иногда имеют целью не только протест против загрязнения или жестокого обращения, за них они порой получали конкретные материальные выгоды. К примеру, одна компания, в борьбе за рынки, могла спонсировать действия активистов против своего конкурента. Фактически, это уже не только терроризм, но и банальное рейдерство.
Что интересно, "экологический терроризм" приписывают даже известной в мире экологической организации Greenpeace. В 2017-м Energy Transfer Partners LP обвинила Greenpeace и ряд других экологических организаций в том, что они подстрекают людей к террористическим атакам и вандализму, чтобы привлечь внимание общественности и собрать побольше средств. Компания Energy Transfer также подала в суд на Greenpeace и ее союзников, назвав их деятельность "схемой рэкета, что выходит за пределы охраны окружающей среды". Аналогичные обвинения выдвинула Resolute Forest Products Inc в судебном процессе 2016-го.
Представители радикальных "зеленых" группировок часто подчеркивают, что в борьбе за сохранение окружающей среды все средства хороши. Но на самом деле те средства, которые они используют, на практике не позволяют ничего сохранить. Радикальные защитники животных жгут лаборатории, но не создают приюты. Защитники морской фауны затапливают суда, вместо того, чтобы, например, убрать мусор хоть на каких-то участках, помогая фауне нормально развиваться. Они уничтожают, подвергают опасности жизни других людей, но не создают ничего, чтобы могло сделать взаимодействие человека с окружающей средой более рациональной. Поэтому практических результатов для для улучшения экологической ситуации такая борьба не имеет.