Сегодня вопросы экологии и устойчивого развития становятся все более актуальными. Учитывая вероятное членство Украины в ЕС и условия полномасштабной войны, важно уже сейчас внедрять меры, направленные на уменьшение пагубного влияния автотранспорта на экологию и сбережения ресурсов, которые, к сожалению, исчерпаемыми.
Европейский зеленый курс: интеграция Украины в новую экологическую политику
Количество СО2 в атмосфере ежегодно растет во всем мире, а живые экосистемы сокращаются и не в состоянии полностью поглотить весь производимый углекислый газ от жизнедеятельности человека.
Европейский зеленый курс – это первый шаг к закреплению на законодательном уровне эффективного потребления ресурсов, сокращению выбросов СО2 и справедливой трансформации для устойчивого развития и сохранения окружающей среды. В том числе среди приоритетов – развитие и увеличение доли электротранспорта и развитие сети зарядных станций.
Европа уже активно двигается в сторону создания климатически нейтрального контента и работает над политикой сокращения выбросов СО2 от транспортного сектора. Его основная идея – к 2050 году снизить выбросы от транспорта на 90%.
Общественный транспорт является одним из наиболее устойчивых средств передвижения (после велосипедов, самокатов и т.п.). Чем больше людей использует троллейбус или трамвай, тем меньше пробок на дорогах и тем меньше вредных выбросов в воздух, кроме того, осуществляется сокращение потребления энергии на перевезенного человека.
Поэтому для Украины развитие общественного электротранспорта параллельно с переходом на возобновляемые источники энергии – надежный путь сокращения выбросов в этом секторе. Даже один новый электрический автобус в Украине может уменьшить выбросы СО2 в атмосферу на 1400 тонн в год и уменьшить расходы городов на топливо и обслуживание на 60% в год.
Чем для нас полезен опыт Польши
Удачным примером электрификации городов является опыт Польши, которая уже активно переходит от традиционных дизельных автобусов на электроавтобусы.
В 2020 году в польских городах уже курсировало около 350 электробусов, а в 2021 году – 615 электробусов для перевозки пассажиров.
За год они увеличили количество городского электротранспорта почти вдвое, что составляет 5% всего парка городских автобусов в стране. Украина только в начале этого пути.
Экологические преимущества электроавтобусов
Кроме проблем с загрязнением воздуха, экспансия частного транспорта в городах приводит к усложнению движения и образованию транспортных пробок.
Местные органы власти украинских городов, принявшие планы по уменьшению выбросов парниковых газов в рамках Соглашения мэров, могут модернизировать свои автопарки электротранспортом при поддержке кредитных программ. Это способствует переходу к экологически чистым транспортным решениям и сохранению окружающей среды.
По состоянию на 2023 год 103 города, которые присоединились к Соглашению мэров, уже разработали планы по устойчивому развитию климата и энергии (SEACAP). Подписанты Соглашения в Украине обязались сократить выбросы CO2 более чем на 25 миллионов тонн в год, что эквивалентно более 1 триллиона деревьев, которые необходимо посадить для поглощения эквивалента выбросов CO2. 198 мэров задекларировали, что стремятся добиться климатической нейтральности к 2050 году, что станет значительным шагом к сохранению климата.
Поможет выполнить эти обязательства переход на электротранспорт. Например, электрический автобус не выделяет в атмосферу вредных газов и не загрязняет воздух, при условии, что источник его энергии является восстановительным или декарбонизированным.
*По расчетам компании "Авто-Регион"
Как громады могут экономить миллионы гривен
В Украине на 2020 год было официально зарегистрировано около 53 000 автобусов, занимавшихся общественными перевозками.
Если говорить о доле электрических автобусов хотя бы в 20%, то это приведет к экономии около 100 миллиардов гривен за 10 лет.
“Электрификация городского транспорта носит не только экологический, но и экономический характер. Если посмотреть на стоимость заправки и обслуживания одного пассажирского автобуса в перспективе 10-ти лет с учетом инфляции и ростом цен на топливо и электроэнергию, то экономию около 9 миллионов гривен только на одном транспортном средстве”, – отмечает Кристина Братчикова, руководительница отдела маркетинга “ АВТО-РЕГИОН”.
*По расчетам компании "Авто-Регион"