В Украине из-за несоответствия действий Кабинета министров и Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов требованиям закона №2320-IX "Об управлении отходами" с 9 января 2024 года начался коллапс рынка управления опасными отходами – не было ни одной лицензированной компании, а бизнес и медицинские учреждения не могли утилизировать таковой тип отходов законным методом. По состоянию на 13 февраля лицензии получили только две компании из более чем 200, что лишь обостряет ситуацию.
На рынке управления опасными отходами почти 1,5 месяца царит хаос, ведь вся отрасль оказалась в "тени". Это создает угрозу эпидемиологической ситуации, увеличения количества несанкционированных свалок опасных отходов, монополизации рынка, развития коррупции и тому подобное. И риски с каждым днем становятся все более масштабными, ведь объемы опасных отходов увеличиваются.
В Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW), в частности ее президентка – генеральная директорка "Офиса устойчивых решений" Людмила Цыганок, начали публично привлекать внимание к будущей остановке рынка еще в декабре и призвали власть избежать этого. Они предоставляли юридическую аргументацию недопустимости уменьшения периода на получение новых лицензий только за 1 месяц вместо гарантированных не менее двух и запланированных 6, предлагали способы решения проблемы. Однако Минприроды проигнорировало призывы и продолжило предлицензионные проверки. На данный момент претендентам-лицензиатам в основном отказывают в рассмотрении заявлений и выдаче документов.
О причинах и последствиях коллапса рынка ЭкоПолитика пообщалась с Людмилой Цыганок.
- PAEW еще в декабре привлекла внимание к предстоящему коллапсу рынка опасных отходов. По-вашему мнению, его можно было избежать?
На самом деле, тревогу мы в Ассоциации PAEW начали бить еще в сентябре, когда стало совершенно очевидно, что евроинтеграционная реформа сферы отходов рискует полностью провалиться из-за бездействия органов власти, отсутствия наработанной нормативной базы и любых планов действий по ее реализации.
Мы не просто "выражали обеспокоенность", а в течение сентября-декабря проводили консультации и для бизнеса, и при участии должностных лиц Минприроды. Более того, директорка департамента цифровой трансформации, электронных публичных услуг и управления отходами Минприроды Евгения Попович публично заявляла, что отсутствие лицензионных условий никак не отразится на состоянии взаимодействия создатель-лицензиат, что за профильным госорганом не будет никакой задержки.
Чиновники должны были начать перелицензирование с 09.07.23. У них был год (с июля 2022 г. после принятия закона "Об управлении отходами"), чтобы наработать подзаконные акты и выполнить требования закона. Однако они нарушили своими действиями положения части второй статьи 19 Конституции Украины. Чиновники Минприроды коллапс создали сознательно! Спрашивается – а кому такая ситуация очень выгодна?
Если окружающей среде, если это реальная декларируемая борьба с рынком "черных лицензиатов" (там действительно нужна жесткая и очень прогосударственная позиция) – то каким образом предложенный механизм решает проблему? Почему вместо предотвращения несанкционированных свалок опасных отходов мы получаем их провоцирование с особым цинизмом? Мошеннические схемы не впервые "выпивают" из бюджета миллиарды гривен, которые якобы идут на очистку Украины от опасных отходов. Будто и нет в стране войны. Будто у нас не на кону доверие к Украине всего мирового сообщества.
Есть огромное желание у команды реформаторов преодолеть рынок "черных лицензиатов", чтобы отходы попадали на переработку и утилизацию. Это плюс, потому что выгодно каждому украинцу.
- Какова ситуация на рынке управления опасными отходами сейчас?
Различные промышленные, больничные, фармацевтические или строительные отходы являются одними из наиболее угрожающих, содержащих опасные вещества, соединения, компоненты, угрожающие жизни и окружающей среде. Это химические смеси, нефтесодержащие растворы/эмульсии, ветеринарные, медицинские, биологические отходы (перевязочный материал, средства индивидуальной защиты, медицинский инструментарий, трупы животных, ампутированные части тела, химикаты и др.). А еще отходы промышленности и производств (отработанные технологические жидкости, топливо, смазочные масла, красители, смолы, лаки и краски, кислоты и др.).
Опасные отходы нельзя удалять стандартным способом, выбрасывая их в обычный мусорный бак. Законодательство также запрещает длительное (в отдельных случаях более 24 часов) хранение или незаконную транспортировку таких отходов без надлежащих на то разрешительных документов. Для этого необходима специальная лицензия, выдаваемая Минприроды после проверки соответствия материально-технической базы технологическим требованиям (специалисты должны убедиться, что оборудование для утилизации соответствует установленным требованиям).
В год в Украине в среднем образуется около 498 тысяч тонн опасных отходов и около 98 тысяч тонн медицинских (по данным с "доковидных" времен). Только за 21 день января "в тени" оказалось примерно 27 300 тонн опасных отходов.
Кажется логичным в этой ситуации не усугублять кризис, вернуть "на законные рельсы" реформу и внести изменения в Постановления Правительства и вернуть субъектам хозяйствования законный период для приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями и прохождением проверок. Но Минприроды не просто нарушает Законы Украины, совершает халатное бездействие, но и подыгрывает монополизации рынка опасных отходов.
В PAEW зафиксировали тендерные закупки субъектами хозяйствования без лицензии на управление опасными отходами в период с 9 января по 1 февраля 2024 года. В то же время именно им выданы первые лицензии. Как можно было законно выиграть столько тендеров в промежутке 9 января-1 февраля, не имея соответствующих документов?
Минприроды начало проверки с опозданием. Как основание отказа в предоставлении гарантированного законом "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" минимально предусмотренного 2 месячного срока на приведение субъектами своей деятельности в соответствие с новыми лицензионными условиями, Минприроды указывало на то, "что материально-техническая база соискателей лицензии в большинстве случаев (80% от поданных заявлений) не отвечает технологическим требованиям к осуществлению хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами ".
Заявления Минприроды о несоответствии материально-технической базы соискателей лицензии, как органа, которое именно контролировало соблюдение лицензионных требований в 2020-2023 гг., звучат цинично. Поэтому лишить лицензий всех "черных лицензиатов" у команды Минприроды была не только возможность – это их законная обязанность!
- Программы по сбору опасных отходов у населения тоже оказались вне правового поля? Например, на станциях сортировки мусора, в мобильных пунктах приема опасных отходов и т.п.;
Да, все программы вне правового поля на сегодня, за исключением тех, кого уже "загнали" в сотрудничество с избранным монополистом.
- Как вы оцениваете действия государственных органов по решению проблем рынка опасных отходов?
Мы обратились с соответствующими обращениями по ситуации, которая сложилась, к:
- ряду народных депутатов, в том числе главе парламентского экокомитета;
- Государственной регуляторной службы;
- Национальному антикоррупционному бюро Украины;
- Антимонопольному комитету;
- Офису Генпрокурора;
- нацполиции.
Надеемся, что рынок будет разблокирован, а ответственные будут наказаны. Не утешает ситуация, которой быть не должно вообще. Каждый утраченный день играет против окружающей среды!
Чиновники так ни разу и не ответили, куда производители должны везти отходы, когда по состоянию на сегодняшний день есть только единственная компания, которой выдали новую лицензию. К слову, ее выдали с рядом очевидных нарушений, о чем мы также информировали Совет национальной безопасности и обороны, Государственное бюро расследований, НАБУ и Нацполицию. Надеемся, реакция на обращение будет соответствующей.
- Актуальная ситуация на рынке опасных отходов создает риски его монополизации?
Уж не риски! С начала февраля 2024 года рынок монополизирован. Во время войны именно госпитали и больницы получили "сюрприз" от монополиста в виде завышенной вдвое по сравнению с началом этого года цены! Безысходная ситуация для многих субъектов хозяйствования!
- Каковы последствия коллапса рынка опасных отходов для окружающей среды? Можно ли смягчить их?
Необходимо безотлагательно разблокировать рынок управления опасными отходами, в частности для медицинских учреждений, соблюдать гарантированный срок подготовки и переоформления лицензии, предоставить соискателям лицензии и создателям отходов достаточное время для надлежащего проведения тендеров и переоформления договоров.
Как возможное решение предлагаем в кратчайшие сроки внести изменения в постановление Кабинета министров от 18.03 2022 года №314 "Некоторые вопросы обеспечения хозяйственной деятельности в условиях военного положения" и постановления от 31.10.2023 №1137 о внесении изменений в него. Предлагается применить декларативный принцип по осуществлению деятельности по управлению опасными отходами в течение пяти месяцев. За это время компании должны получить разрешительные документы.
- Как создатели отходов справляются с накопленными объемами?
Для медицинских отходов, которые образуются ежедневно и должны ежесуточно передаваться лицензиатам, более 20 дней отсутствовал механизм передачи, а теперь единственная одесская лицензированная фирма никак не снимает остроту проблемы! Накапливать такие отходы невозможно столько времени!
- Министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец говорил о значительном прогрессе в реализации евроинтеграционных реформ в сфере окружающей среды за 2023 год и положительной оценке от Еврокомиссии (2 по 5-бальной шкале). По вашему мнению, не станет ли искусственный коллапс рынка опасных отходов "шагом назад" во время следующего этапа оценивания?
Хуже всего в этой ситуации – реальное состояние нашей окружающей среды умышленно ухудшается. Жаль, что разрушается не только доверие к Украине со стороны международных партнеров, но и инвестиционное поле, которому не помогут никакие "инвестняни".
- Как вы видите будущее рынка опасных отходов и как можно обеспечить его стабильное развитие?
Если не хотим, чтобы отходы валялись по лесополосам и в Украине была европейская разветвленная система сбора опасных отходов – мы должны стимулировать местный бизнес децентрализованного их сбора, тех, кто создает инфраструктуру, создавать здоровую систему регистрации и контроля. А не просто разово умертвить всех и оставить несколько компаний. Следует наработать реальные финансовые, инвестиционные механизмы, стимулирующие рынок переработки отходов