Война против дикой природы: Россия уничтожает украинские заповедники

Война против дикой природы: Россия уничтожает украинские заповедники

Валентина Гембарская

Оккупанты ведут боевые действия на территории 900 объектов природно-заповедного фонда площадью 1,24 млн га

Российские захватчики не имеют уважения к дикой природе. Еще с 2014-го для военных учений постоянно использовались оккупированные Рамсарские угодья "Крива затока та Крива коса" на Донбассе и "Водно-береговой комплекс мыса Опук" в Крыму. По данным Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов, в настоящее время с начала активной фазы российской агрессии уже пострадали более 20 природно-биосферных заповедников и национальных природных парков.

Какие убытки за последние 11 дней принесла украинской дикой природе российская армия и какие заповедные территории пострадали больше всего – выясняла ЭкоПолитика.

Министерство защиты окружающей среды предварительно подсчитало, что по состоянию на 1 марта 2022 года агрессор ведет боевые действия на территории 900 объектов природно-заповедного фонда площадью 12406,6 кв.км (1,24 млн га). Это около трети всей площади природно-заповедного фонда Украины. Под угрозой уничтожения – около 200 территорий Изумрудной сети площадью 2,9 млн га.

Как рассказывает в эксклюзивном комментарии ЭкоПолитике заместитель министра защиты окружающей среды Александр Краснолуцкий, в настоящее время центральные власти поддерживают связь со всеми администрациями заповедных территорий. По официальным данным, боевые действия больше всего затронули Гетманский национальный природный парк, близ Ахтырки на Сумщине, Приазовский национальный природный парк в Запорожской области и природный парк "Меотида" в Донецкой области.

"Хорошо, что сейчас высокая влажность и прохладно, поэтому пожаров нет и лес страдает меньше. – говорит Краснолуцкий. – Но вы понимаете, сейчас начнется весна. Там, где идут боевые действия, очень много мест перелетных птиц, где они останавливались на зиму. Мы не знаем, что будет с этими птицами".

Как рассказывает замминистра, по возможности они фиксируют все убытки, документируют повреждения исследовательских центров и техники. Но вот полностью обследовать заповедные территории пока нет возможности. Даже если в пределах природного парка утихли активные боевые действия, работникам может быть опасно ними передвигаться:

"Более подробный вред, как пострадало биоразнообразие, можно будет оценить, когда закончится активная фаза боевых действий. – говорит Краснолуцкий. – Сейчас мы просим работников парков не обследовать территории самостоятельно. Где-то может быть неразорванная мина, где-то – растяжки. Когда закончится война, нужно будет провести разминирование территории. А на текущем этапе главное – сохранить жизнь людей".

Что касается работников заповедных территорий, то, по словам замминистра, к счастью все они сегодня живы и преимущественно здоровы:

"Был единственный инцидент с директором НПП "Каменская сечь". Он три дня не выходил на связь. Оккупанты взяли его в плен. Сейчас он свободный, немного "поломанный", но говорит, что все будет хорошо".

Самая трудная ситуация у персонала НПП "Меотида". Сотрудники парка отрезаны от других людей, им не обеспечили гуманитарный коридор. На территории заканчивается вода и продукты питания.

Отдельно стоит упомянуть о заповеднике "Аскания-Нова". Часть животных на нем находятся в полусвободных условиях, поэтому им нужен корм. Заповедник находится в оккупации с первых часов войны, поэтому фактически отрезан от поставок. Но благодаря волонтерам животных удалось обеспечить едой.

Как правило, вражеские войска передвигаются по дорогам, а дорог в глубине заповедных территорий – нет. Поэтому от передвижения техники дикая природа страдает не столь сильно. Тем не менее, территории некоторых заповедников попали под обстрелы вражеской артиллерии, наносящей непоправимый ущерб природным экосистемам. Пока сложно сказать наверняка, как после войны сложится судьба заповедных территорий, оказавшихся в зоне активных боевых действий. Вероятно, некоторые участки уже не смогут выполнять свои функции. Также существует риск уничтожения некоторых краснокнижных видов растений и животных. Компенсировать это даже деньгами просто невозможно.

Читайте также
Экопрокуратура смогла защитить уникальную природную памятку
Экопрокуратура смогла защитить уникальную природную памятку

Этот объект является одним из самых больших массивов природных заболоченных лесов Полесья

Управление экологии КГГА обвинили в махинациях для застройки Оболонского острова в Киеве 
Управление экологии КГГА обвинили в махинациях для застройки Оболонского острова в Киеве 

По утверждению аналитика, война стала прикрытием для афер с заповедной территорией