В Украине зарегистрировали законопроект, из-за которого стоимость топлива может вырасти на 5 грн shutterstock

В Украине зарегистрировали законопроект, из-за которого стоимость топлива может вырасти на 5 грн

Екатерина Белоусова

Законопроект предусматривает введение системы ставок акцизного налога на топливо на основе Директивы Совета 2003/96/ЕС

В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №7668-3 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по адаптации уровня налогообложения топлива к требованиям Европейской энергетической директивы".

Документ предусматривает на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения установить единую ставку акцизного налога на бензины моторные, дизельное топливо и сжиженный газ в размере €100 за 1000 литров, что увеличит стоимость топлива до 5 гривен на 1 литр в зависимости от региона, сообщает Верховная Рада.

Такую инициативу Правительство объясняет необходимостью восстановления доходов Государственного дорожного фонда для финансирования дорожных работ, в частности аварийно-восстановительных после разрушений и повреждений в результате вооруженной агрессии рф.

В материале пояснили, что за 5 месяцев действия нулевых ставок на топливо цены на АЗС увеличились почти на 45%, отечественные нефтеперерабатывающие предприятия не возобновили свою работу, логистические цепи поставки топлива до конца не отлажены, а уже работающие звенья поставок значительно дороже.

"Украина, как официальный кандидат на членство в ЕС, обязана будет постепенно адаптировать собственное законодательство к законодательству ЕС. В связи с этим развитие системы акцизного налогообложения топлива необходимо строить на европейском законодательстве, основой которого в сфере энергетических продуктов является Директива Совета 2003/96/ЕС от 27 октября 2003 года "О реструктуризации системы Сообщества по налогообложению энергопродуктов и электроэнергии" 2014/94/ЕС от 22 октября 2014 "О развертывании инфраструктуры для альтернативных видов топлива"”, – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Директива 2003/96/ЕС предусматривает минимальный уровень налогообложения акцизным налогом для бензинов, установленный в размере €359 за 1000 литров, для дизельного горючего – €330 за 1000 литров, а для сжиженного газа – €68 за 1000 литров. Однако документ позволяет государствам-членам под фискальным контролем полностью или частично освобождать или уменьшать уровень налогообложения для дизельного топлива и сжиженного газа для определенных сфер экономики или направлений использования.

Цель законопроекта – обеспечение стабильности и предсказуемости для инвестиционной деятельности в период восстановления экономики после войны и до вступления Украины в ЕС в части системы акцизного налогообложения топлива путем постепенного приведения уровня налогообложения топлива к требованиям Европейской энергетической директивы.

Кроме того, документ направлен на предотвращение хаотического изменения ставок акцизного налога на топливо без экономического обоснования, расчетов социально-экономических последствий и вопреки требованиям европейского и национального законодательства относительно основ формирования акцизной политики на энергетические продукты.

Законопроектом предлагается:

  • ввести систему ставок акцизного налога на топливо на основе Директивы Совета 2003/96/ЕС;
  • на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины установить ставки акцизного налога на топливо в размере 5% от минимальных ставок по Директиве ЕС, то есть для бензинов моторных в размере €17,95 за 1000 литров, для дизельного топлива за 1000 литров, для сжиженного газа – €3,4 за 1000 литров;
  • ввести постепенное увеличение ставок акцизного налога на топливо в период после прекращения или отмены военного положения на территории Украины до вступления Украины в ЕС, а также в течение первых четырех лет после:

itd.rada.gov.ua

  • для дизельного топлива, биодизеля, сжиженного газа, бутана и изобутана, предназначенных для заправки специальных машин, механизмов, техники и оборудования, выполняющих работы вне дорог общего пользования, железнодорожных локомотивов, морских или речных судов, а также для отопления объектов жилой и нежилой недвижимости, установить ставку в размере €21 за 1000 литров;
  • для дизельного топлива, биодизеля, сжиженного газа, бутана и изобутана, используемых ВСУ, Нацгвардией, МВД, ГСЧС, воинскими частями, бюджетными учреждениями, учреждениями здравоохранения и органами местного самоуправления, установить ставку в размере €21 за 1000 литров;
  • для сжиженного газа, бутана и изобутана, предназначенных для приготовления пищи или отопления объектов жилой и нежилой недвижимости, установить ставку в размере €0 за 1000 литров;
  • ввести систему контроля за целевым использованием топлива, облагаемую налогом по сниженным ставкам, с использованием налоговых векселей (аналог контроля всей цепи поставки и использования авиационного горючего);
  • поручить КМУ внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по направлению в период военного положения в резервный фонд государственного бюджета поступлений акцизного налога с произведенного в Украине топлива и акцизного налога с ввезенного на таможенную территорию Украины горючего;
  • вступление в силу закона с 1 ноября 2022 года.

Как сообщала ЭкоПолитика раньше, в Украине существует несколько видов экологических налогов, какие предприятия должны платить в обязательном порядке. На данный момент ставка эконалога на выбросы СО2 в Украине одна из самых низких в мире.

Читайте также
Экокомитет проголосовал за скандальный законопроект "Об управлении лесами" – УПГ
Экокомитет проголосовал за скандальный законопроект "Об управлении лесами" – УПГ

Законопроект отменяет процедуру ОВД для сплошных санитарных рубок для участков менее 10 гектаров

Минприроды начало разработку законопроекта "О батареях и аккумуляторах"
Минприроды начало разработку законопроекта "О батареях и аккумуляторах"

Принятие такого закона является частью евроинтеграционных обязательств Украины

Появилась повестка парламентского экокомитета на 14 марта
Появилась повестка парламентского экокомитета на 14 марта

Нардепы рассмотрят 2 профильных законопроекта, при наличии заключения научно-экспертного управления