Эксперты разработали для Украины оценку риска контролируемой древесины: что известно shutterstock

Эксперты разработали для Украины оценку риска контролируемой древесины: что известно

Анна Великая

Работа над документом длилась 6 месяцев

Команда специалистов ОО "Лесные инициативы и общество" провела исследование рисков в лесном секторе Украины, которые могут влиять на оценку законности происхождения древесины и производимой из нее продукции, и подготовила проект национальной оценки риска контролируемой древесины.

Подробно о методиках и наработках специалисты рассказали на сайте своей общественной организации.

Ученые и эксперты проанализировали существующие риски с учетом требований обновленной системы оценки рисков FSC (Лесного попечительского совета – Forest Stewardship Council) и законодательства Европейского Союза.

Как проводили оценку

За время работы специалисты проанализировали наличие и значимость рисков в лесном секторе Украины и пути их уменьшения по 64 индикаторам, сгруппированным в 12 категорий.

Эта процедура предусматривает анализ широкого спектра аспектов лесного хозяйства, в частности:

  • землепользование;
  • налоги;
  • коррупцию;
  • охрану окружающей среды;
  • права работников и местных громад;
  • торговлю и транспортировку древесины и т.д.

Каждый из 64 индикаторов специалисты оценивали в соответствии с 4 типами источников происхождения древесины в Украине:

  1. Территории, подконтрольные правительству Украины (за исключением радиоактивно загрязненных лесов и территорий, загрязненных взрывоопасными предметами).
  2. Леса, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы.
  3. Территории в зоне боевых действий или загрязненные взрывоопасными предметами (в том числе и 20-километровая полоса от линии столкновения, границ с рф и Беларусью, а также районы, о заминировании которых сообщено).
  4. Временно оккупированные территории, где невозможно гарантировать соблюдение законов и международного права.

Что обнаружили

Специалисты отметили положительные изменения по отдельным индикаторам, в частности:

  • прослеживаемость цепи снабжения;
  • предотвращение коррупции;
  • лесоуправление;
  • охраны труда и т.д.

Однако они обнаружили 32 индикатора с существенными рисками на подконтрольных правительству территориях и все применимые 64 индикатора с существенными рисками на оккупированных территориях, а также специфические риски для радиоактивно загрязненных и заминированных лесов.

Ознакомиться с подробным описанием этих рисков можно в подготовленном проекте документа "Проект национальной оценки риска контролируемой древесины для Украины (V 2 Draft 2-0)". Сейчас продолжается его публичное обсуждение, которое закончится 30 января 2025 года.

Выявленные потенциальные риски

Среди потенциальных существенных рисков специалисты ОО "ЛИиО", в частности, выделили следующие:

  1.   Незаконное изъятие лесов с изменением формы собственности и целевого назначения – риск возможен для типов источников древесины 1, 2, 3.
  2.   Незаконная передача лесохозяйственных земельных участков от государственных (или коммунальных) лесохозяйственных предприятий другим юридическим или физическим лицам – риск возможен для типов источников происхождения 1, 2, 3.
  3.   Незаконные рубки – возможны для типа источника 1.
  4.   Заготовка древесины на участках с высоким уровнем радиационного загрязнения без проведения радиационного контроля – возможна для типа источника 2.
  5.   Заготовка древесины на участках, загрязненных взрывоопасными предметами для подтверждения отсутствия угрозы – возможна для типа источника 3.
  6.   Невыполнение мероприятий, запланированных лесоустройством или выполнение несанкционированных мероприятий без соответствующего обоснования – возможно для типов источников 1, 2.
  7. Занижение величины налога на добавленную стоимость, корпоративных налогов и налога на прибыль в результате нелегальной продажи древесины или занижения ее категории, сорта или объема – возможно для типов источников 1, 2.
  8. Высокий уровень восприятия коррупции в лесном секторе из-за недостаточного исполнения антикоррупционного законодательства возможен для типов источников 1, 2, 3.
  9. Коррупция и взяточничество в лесном секторе – возможны для типов источников 1, 2, 3.
  10. Фальсификация данных и документов, в частности при назначении санитарных и других видов рубок с целью осуществления коммерческой лесозаготовки – возможна для типов источников 1, 2, 3.
  11. Незаконная застройка земель лесохозяйственного назначения и недостаточная оценка экологических последствий при устройстве лесотранспортной сети и строительстве промышленных объектов на лесных территориях – возможны для типов источников 1, 2.
  12. Развитие и обслуживание инфраструктуры в лесах осуществляется без учета необходимости уменьшения негативного влияния на экологические ценности – возможно для типов источников 1, 2, 3.
  13. Несоблюдение законодательства в полной мере по сохранению биоразнообразия и защите эндемичных, редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видов и их поселений, в частности, существуют проблемы в выделении и юридическом оформлении документов по охранному статусу пралесов, квазипралисов и природных лесов – возможно для типов источников 1, 2.
  14. Несоблюдение требований законодательства по сохранению биоразнообразия и защиты видов, находящихся под угрозой исчезновения, и их поселений, в частности из-за продолжающихся боевых действий и загрязнения территории взрывоопасными предметами – возможно для типа источников 3.
  15. Нарушение правил охраны водных ресурсов: трелевка по водотокам, необустроенные переезды через реки, незаконная добыча полезных ископаемых (торфа, янтаря) и т.п. – возможны для типов источников 1, 2.
  16. Деградация почв в горных местностях вследствие трелевки вдоль склонов, сплошных рубок на маломощных почвах, использование тяжелой гусеничной техники при трелевке, интенсивной лесозаготовке в отдельных водосборах и т.п. – возможен для типа источника 1.
  17. Транспортировка древесины автомобильным транспортом без соответствующих документов, а также риск продажи древесины не через биржи – возможен для типов источников 1, 2.
  18. Вероятность перевода природных лесов в земли сельскохозяйственного назначения (обезлесивания), требующая тщательного мониторинга в соответствии с предупреждающим принципом и требованиями EUDR – возможна для типа источников 1, 2, 3.
  19. Вероятность перевода земель лесного фонда в другие виды землепользования, кроме сельского хозяйства, из-за слабого правоприменения – возможна для типов источников 1, 2, 3.

С подробным описанием выявленных рисков можно ознакомиться в разделе "Оценка риска" в Проекте по ссылке выше.

Раньше ЭкоПолитика сообщала, что депутаты снова взялись за законопроект №4197-д "О рынке древесины", пылившемся 3 года.

Читайте также
Минприроды поймали на лжи Европе о рубках в Мархалевском лесу
Минприроды поймали на лжи Европе о рубках в Мархалевском лесу

За защиту этого лесного массива активисты и общественность выступили год назад

Ученые назвали самые богатые страны мира, способствующие вырубке лесов вне своих границ
Ученые назвали самые богатые страны мира, способствующие вырубке лесов вне своих границ

Они отметили необходимость разработки политики, которая бы учитывала потери биоразнообразия вне территорий государств

Активисты выиграли уже третий суд по защите Мархалевского леса
Активисты выиграли уже третий суд по защите Мархалевского леса

До этого две судебные инстанции признали незаконным постановление правительства, которое разрешало вырубки на этой территории