Эксперты разработали для Украины оценку риска контролируемой древесины: что известно shutterstock

Эксперты разработали для Украины оценку риска контролируемой древесины: что известно

Анна Великая

Работа над документом длилась 6 месяцев

Команда специалистов ОО "Лесные инициативы и общество" провела исследование рисков в лесном секторе Украины, которые могут влиять на оценку законности происхождения древесины и производимой из нее продукции, и подготовила проект национальной оценки риска контролируемой древесины.

Подробно о методиках и наработках специалисты рассказали на сайте своей общественной организации.

Ученые и эксперты проанализировали существующие риски с учетом требований обновленной системы оценки рисков FSC (Лесного попечительского совета – Forest Stewardship Council) и законодательства Европейского Союза.

Как проводили оценку

За время работы специалисты проанализировали наличие и значимость рисков в лесном секторе Украины и пути их уменьшения по 64 индикаторам, сгруппированным в 12 категорий.

Эта процедура предусматривает анализ широкого спектра аспектов лесного хозяйства, в частности:

  • землепользование;
  • налоги;
  • коррупцию;
  • охрану окружающей среды;
  • права работников и местных громад;
  • торговлю и транспортировку древесины и т.д.

Каждый из 64 индикаторов специалисты оценивали в соответствии с 4 типами источников происхождения древесины в Украине:

  1. Территории, подконтрольные правительству Украины (за исключением радиоактивно загрязненных лесов и территорий, загрязненных взрывоопасными предметами).
  2. Леса, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы.
  3. Территории в зоне боевых действий или загрязненные взрывоопасными предметами (в том числе и 20-километровая полоса от линии столкновения, границ с рф и Беларусью, а также районы, о заминировании которых сообщено).
  4. Временно оккупированные территории, где невозможно гарантировать соблюдение законов и международного права.

Что обнаружили

Специалисты отметили положительные изменения по отдельным индикаторам, в частности:

  • прослеживаемость цепи снабжения;
  • предотвращение коррупции;
  • лесоуправление;
  • охраны труда и т.д.

Однако они обнаружили 32 индикатора с существенными рисками на подконтрольных правительству территориях и все применимые 64 индикатора с существенными рисками на оккупированных территориях, а также специфические риски для радиоактивно загрязненных и заминированных лесов.

Ознакомиться с подробным описанием этих рисков можно в подготовленном проекте документа "Проект национальной оценки риска контролируемой древесины для Украины (V 2 Draft 2-0)". Сейчас продолжается его публичное обсуждение, которое закончится 30 января 2025 года.

Выявленные потенциальные риски

Среди потенциальных существенных рисков специалисты ОО "ЛИиО", в частности, выделили следующие:

  1.   Незаконное изъятие лесов с изменением формы собственности и целевого назначения – риск возможен для типов источников древесины 1, 2, 3.
  2.   Незаконная передача лесохозяйственных земельных участков от государственных (или коммунальных) лесохозяйственных предприятий другим юридическим или физическим лицам – риск возможен для типов источников происхождения 1, 2, 3.
  3.   Незаконные рубки – возможны для типа источника 1.
  4.   Заготовка древесины на участках с высоким уровнем радиационного загрязнения без проведения радиационного контроля – возможна для типа источника 2.
  5.   Заготовка древесины на участках, загрязненных взрывоопасными предметами для подтверждения отсутствия угрозы – возможна для типа источника 3.
  6.   Невыполнение мероприятий, запланированных лесоустройством или выполнение несанкционированных мероприятий без соответствующего обоснования – возможно для типов источников 1, 2.
  7. Занижение величины налога на добавленную стоимость, корпоративных налогов и налога на прибыль в результате нелегальной продажи древесины или занижения ее категории, сорта или объема – возможно для типов источников 1, 2.
  8. Высокий уровень восприятия коррупции в лесном секторе из-за недостаточного исполнения антикоррупционного законодательства возможен для типов источников 1, 2, 3.
  9. Коррупция и взяточничество в лесном секторе – возможны для типов источников 1, 2, 3.
  10. Фальсификация данных и документов, в частности при назначении санитарных и других видов рубок с целью осуществления коммерческой лесозаготовки – возможна для типов источников 1, 2, 3.
  11. Незаконная застройка земель лесохозяйственного назначения и недостаточная оценка экологических последствий при устройстве лесотранспортной сети и строительстве промышленных объектов на лесных территориях – возможны для типов источников 1, 2.
  12. Развитие и обслуживание инфраструктуры в лесах осуществляется без учета необходимости уменьшения негативного влияния на экологические ценности – возможно для типов источников 1, 2, 3.
  13. Несоблюдение законодательства в полной мере по сохранению биоразнообразия и защите эндемичных, редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видов и их поселений, в частности, существуют проблемы в выделении и юридическом оформлении документов по охранному статусу пралесов, квазипралисов и природных лесов – возможно для типов источников 1, 2.
  14. Несоблюдение требований законодательства по сохранению биоразнообразия и защиты видов, находящихся под угрозой исчезновения, и их поселений, в частности из-за продолжающихся боевых действий и загрязнения территории взрывоопасными предметами – возможно для типа источников 3.
  15. Нарушение правил охраны водных ресурсов: трелевка по водотокам, необустроенные переезды через реки, незаконная добыча полезных ископаемых (торфа, янтаря) и т.п. – возможны для типов источников 1, 2.
  16. Деградация почв в горных местностях вследствие трелевки вдоль склонов, сплошных рубок на маломощных почвах, использование тяжелой гусеничной техники при трелевке, интенсивной лесозаготовке в отдельных водосборах и т.п. – возможен для типа источника 1.
  17. Транспортировка древесины автомобильным транспортом без соответствующих документов, а также риск продажи древесины не через биржи – возможен для типов источников 1, 2.
  18. Вероятность перевода природных лесов в земли сельскохозяйственного назначения (обезлесивания), требующая тщательного мониторинга в соответствии с предупреждающим принципом и требованиями EUDR – возможна для типа источников 1, 2, 3.
  19. Вероятность перевода земель лесного фонда в другие виды землепользования, кроме сельского хозяйства, из-за слабого правоприменения – возможна для типов источников 1, 2, 3.

С подробным описанием выявленных рисков можно ознакомиться в разделе "Оценка риска" в Проекте по ссылке выше.

Раньше ЭкоПолитика сообщала, что депутаты снова взялись за законопроект №4197-д "О рынке древесины", пылившемся 3 года.

Читайте также
Через 3 года депутаты снова взялись за законопроект № 4197-д "О рынке древесины"
Через 3 года депутаты снова взялись за законопроект № 4197-д "О рынке древесины"

С конца 2021 года документ готовят ко второму чтению, но в январе планируют подать в парламент

Европарламент и Совет согласились отложить имплементацию Регламента ЕС о вырубках лесов
Европарламент и Совет согласились отложить имплементацию Регламента ЕС о вырубках лесов

Европейские и мировые производители неоднократно обращались к чиновникам Евросоюза с предупреждениями о преждевременности внедрения этого документа

Лесничие саботируют фиксацию незаконных рубок в Карпатах, – нардеп
Лесничие саботируют фиксацию незаконных рубок в Карпатах, – нардеп

Народная избранница обратилась в министерство с просьбой навести порядок

Три схемы незаконных рубок в Украине: специалисты раскрыли детали
Три схемы незаконных рубок в Украине: специалисты раскрыли детали

Они подчеркнули, что для наведения порядка в этой сфере нужны изменения законодательства и институциональных подходов