В 2025 -м местные бюджеты Винницкой области получили в полтора раза больше средств экологического налога, чем в предыдущем году.
ЭкоПолитика решила выяснить, пойдет ли это увеличение ресурсов на пользу окружающей среде региона. Это очередной материал из серии, где мы анализируем экологические программы областей.
Объемы эконалога в регионе
Полная информация о выплатах эконалога предприятиями Винницкой области в 2025 году пока отсутствует. Однако имеются данные по итогам трех кварталов прошлого года. За этот период предприятия-загрязнители области уплатили 253,3 млн грн экологического налога.
Эти средства были перечислены в общий и специальный фонды сводного бюджета, а затем распределены следующим образом:
- общий фонд государственного бюджета – около 71,4 млн грн;
- специальный фонд госбюджета за выбросы CO2 – более 94,6 млн грн;
- специальный фонд местных бюджетов – около 87,3 млн грн.
В целом же по итогам 2025 года местные бюджеты за счет экологического налога получили 119,5 млн грн. Этот показатель был на 57,7% выше, чем в 2024 г.
Руководство регионального управления налоговой, конечно, поблагодарило бизнес за добросовестность. Однако действительно ли их вклад работает на улучшение экологической ситуации в регионе?
Экопрограмма областного центра
За счет средств спецфонда экологического налога финансируются мероприятия программ по охране окружающей среды. Добавим, что местные власти обычно дополняют финансирование и за счет других источников.
Программа Винницы на 2021-2025 годы начиналась с экологического просвещения. Целый блок посвящен организации научных и информационных мероприятий, съезду экологов, школьным экоконкурсам.
Однако в следующем блоке мы видим уже традиционное желание за счет средств эконалога обустроить канализационные сети. Так, в разделе "Охрана и рациональное использование водных ресурсов" есть очистка и восстановление рек, лабораторные исследования, мониторинг качества воды. Однако наряду с ними встречаются такие мероприятия, как строительство, реконструкция и капитальный ремонт сетей канализации, а также обустройство ливневой канализации.
Удивительно, что пункты, которые логичнее было бы отнести к развитию жилищно-коммунального хозяйства, снова появляются в экопрограмме. Хотя это понимают и в городском совете – исполнителями указаны департаменты городского хозяйства, восстановления и развития.
Мероприятия, притянутые "за уши"
Некоторые мероприятия вообще выглядят как случайно заблудившиеся в чужой программе. Например, организация устойчивой системы централизованного теплоснабжения с рекуперацией тепла. Единственное, что здесь с натяжкой напоминает об "экологичности", – это использование очищенных сточных вод.
Окроме тепловой энергетики в программу по охране окружающей среды добавили и элементы солнечной. Так, в разделе "Обращение с отходами" предусмотрено строительство системы дегазации полигона бытовых отходов с установкой СЭС. Вообще в этом разделе город решает свои задачи по управлению отходами, даже соответствующую программу разрабатывает за счет эконалога. Здесь все классически – от строительства мусороперерабатывающих заводов до ремонта контейнеров и установки урн для мусора.
По мнению Винницкого горсовета, обновление муниципального транспорта – это тоже экологическая мера. Здесь закупка новых транспортных средств якобы за счет сокращения выбросов также является пунктом программы по охране окружающей среды.
Что считают "экологическими мерами" в меньших населенных пунктах?
Рассмотрим Программу экологической безопасности и охраны окружающей среды города Козятин. Она запланирована на период с 2021 по 2026 год. Здесь мы видим меры по "высадке цветочных композиций", очистке и благоустройству кладбищ. И, конечно, немалый перечень пунктов, которые касаются мусора, канализации и даже строительства скважин и сетей водоснабжения. Если канализацию можно "притянуть" к экологии из-за вреда сточных вод, то с водой это выглядит еще менее уместно.
Экопрограмма Теплицкого поселкового совета Гайсинского района на 2025-2027 годы из-за ограниченного поселкового бюджета содержит не так много пунктов. Однако и среди них – реконструкция канализации, благоустройство водоемов, что бы это ни значило, и мероприятия по озеленению поселка.
У местной власти развязаны руки
Любая сфера человеческой жизнедеятельности так или иначе влияет на окружающую среду, особенно если хорошо поискать. Строительство, транспорт, энергетика, инженерные коммуникации, мусор и даже выгул собак в парке. Но является ли это рациональным основанием включать меры по решению проблем в этих отраслях в экологические программы? Вопрос открытый. И каждый совет на местах отвечает на него по-своему.
Следует отметить, что при планировании мероприятий программ местные советы опираются на устаревшее, хоть и несколько раз обновленное, постановление Кабмина от 1996 года. Именно оно дает муниципалитетам возможность за счет экологии закрывать вопросы благоустройства и ЖКХ.
Таким образом, видно, что на местах нет четкого ориентира и принципиальных ограничений, чтобы средства от предприятий-загрязнителей действительно работали на уменьшение последствий загрязнения или их предотвращение.
Ранее ЭкоПолитика анализировала, как расходовали экологические средства в Черкасской, Житомирской, Ивано-Франковской и других областях.