Введение в Украине более жестких экологических требований Евро-6 с 1 января 2025 года повлияет на возраст подержанных транспортных средств (ТС), которые будет разрешено импортировать в нашу страну. Больше всего подорожание затронет сегмент подержанных автобусов.
Такие данные приводит Институт исследования авторынка.
В Евросоюзе нормы Евро-6 были введены с 2015 года. Они пришли на смену действовавшим с 2009 года стандартам Евро-5. Стандарт Евро-6 предполагает более жесткие нормы ограничения оксида азота (NOx), твердых частиц и других вредных веществ в выхлопных газах по сравнению со своим предшественником.
Украина обязалась ввести эконормы Евро-6 в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Но в 2019 году это нововведение было отсрочено до 1 января 2025 года. Не исключено, что может быть еще одна отсрочка, но пока никаких заявлений по этому поводу от представителей правительства или профильного министерства не поступало.
На сегодняшний день закон разрешает ввоз и первую регистрацию большинства транспортных средств в Украине, если они соответствуют экологическому стандарту не ниже Евро-5, а для подержанных легковых автомобилей — Евро-2.
На практике это устанавливает ограничения на год выпуска для таких ТС, поскольку автомобили с Евро-2 появились на рынке ЕС в 1996 году, с Евро-5 – в 2009. Соответственно, это влияет на минимальные цены, по которым можно купить за рубежом такой транспорт.
Какие транспортные средства должны отвечать требованиям Евро-6 уже с нового года
К ним относятся:
- новые и б/у седельные тягачи для полуприцепов;
- автобусы;
- все грузовые автомобили;
- спецтехника (эвакуаторы, автокраны, автобетономешалки и т.п.);
- новые легковые автомобили, которые подаются на первую регистрацию.
На рынке Евросоюза авто, выполняющие требования Евро-6, появились в 2015 году. То есть их предельный возраст на 6 лет меньше, чем тех, которые можно импортировать сейчас. А поскольку такие ТС новее и обычно имеют меньший пробег, и минимальная цена на них будет выше.
В каких сегментах рынка ожидается подорожание
Эксперты Института исследования авторынка говорят, что наибольшее влияние введения Евро-6 будет иметь на подержанные автобусы. С 1 января для них будет установлен возрастной предел на уровне 10 лет (или 9, это будет зависеть от месяца выпуска и решения эксперта сертификационной лаборатории).
По данным специалистов, импортируемые сейчас автобусы имеют средний возраст 12,6-13 лет. Поэтому этот сегмент ожидает общее подорожание – повышение порога минимальных цен на самые доступные варианты.
В меньшей степени Евро-6 повлияет на грузовики и седельные тягачи, говорят специалисты. Ввозимые сейчас ТС этой категории имеют средний возраст 6 лет, поэтому сегмент LCV вообще не почувствует изменений. Эксперты прогнозируют повышение минимальной и средней цены в массивах седельных тягачей и грузовиков с массой более 3,5 т.
Каких ТС не коснется внедрение Евро-6
Новые нормы не будут распространяться на:
- электромобили, поскольку у них нет двигателя внутреннего сгорания;
- легковые автомобили с пробегом (для них остается Евро-2);
- отдельные ТС, прибывающие в качестве гуманитарной помощи или для оборонных нужд.
Сегмент новых легковых автомобилей тоже подпадает под требование соответствия Евро-6. Но на самом деле это не повлияет на стоимость большинства продукции известных производителей, поскольку у них уже есть сертификация Евро-6.
Год назад ЭкоПолитика писала о том, что в Украине запретили перевозчикам выезжать за границу на пассажирских транспортных средствах, в ведомостях которых не указан класс экологичности, или указан класс Евро-1.