Члены Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) выявили противоречие в требованиях Закона Украины "Об охране атмосферного воздуха" и утвержденном постановлением Кабмина "Порядке проведения работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета субъектов хозяйствования, которые получили такие разрешения на выбросы", которое несет в себе коррупционную составляющую.
Какие последствия имеет такое несоответствие, специалисты рассказали на сайте Ассоциации.
По их мнению, механизм получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от существующих и новосозданных стационарных источников, на которых произошли изменения их параметров, количественного и качественного состава загрязняющих веществ, является непрозрачным и создает коррупционные риски при выдаче таких разрешений. В этом они обвинили Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины:
"Можно ли ожидать реального улучшения состояния окружающей среды (атмосферного воздуха в этом случае), если годами профильное министерство выстраивает очередные непрозрачные механизмы выдачи документов разрешительного характера?"
Какие положения о разрешениях содержит закон?
Закон Украины "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает возможность выбросов после получения соответствующего разрешения. Если произошли изменения параметров источников выбросов, их количества, количественного и качественного состава загрязняющих веществ, внедрение мер по сокращению выбросов, то в указанные разрешения вносятся изменения.
Также в статье 11 этого закона прописано, что порядок проведения работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Что говорит Порядок о разрешениях, если произошли изменения по источникам выбросов?
В настоящее время действует "Порядок проведения работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета субъектов хозяйствования, которые получили такие разрешения на выбросы", утвержденный Постановлением КМУ от №302 от 13.03.2022 г. (в редакции Постановления КМУ от 24.01.2023 г. №63).
Он предполагает получение нового разрешения на выбросы с учетом произошедших на объекте изменений.
В чем состоит противоречие
Проанализировав вышеупомянутый закон и порядок, в PAEW пришли к выводу, что положения пункта 7 Порядка по требованию внесения соответствующих изменений в разрешения на выбросы путем получения нового разрешения противоречат положениям статьи 11 Закона как нормативно-правового акта высшей юридической силы. Положения Порядка устанавливают новую правовую норму, прямо не предусмотренную Законом в части механизма “получения нового разрешения (на выбросы)” с учетом всех произошедших изменений.
Каковы последствия такого несоответствия?
- Существенное усложнение и ухудшение условий ведения бизнеса в Украине, в том числе развертывание промышленного производства с иностранными инвестициями.
- Создание непрозрачного механизма выдачи документов разрешительного характера, что противоречит основным принципам функционирования разрешительной системы в Украине, определенным в Законе Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности".
Специалисты Ассоциации привели пример: внедрение мер по сокращению выбросов на нескольких источниках или изменению параметров и/или появлению ряда новых (5-6, например) источников выбросов, при общем количестве стационарных источников выбросов, для которых будет необходимо получить "новое разрешение на выбросы", до 1000-1500 ед., субъекту хозяйствования будет необходимо нести каждый раз дополнительные затраты на подготовку материалов инвентаризации выбросов, обоснование объемов выбросов загрязняющих веществ для всех стационарных источников объекта с учетом <1% источников, где фактически произошли изменения.
"Это приводит к необоснованному увеличению расходов субъектов хозяйствования на подготовку необходимых документов, увеличению времени, необходимого для получения разрешения на выбросы и торможению в целом разрешительного процесса (с учетом определенных "сложностей согласования")", – уверены в PAEW.
Поэтому специалисты предложили изложить пункт 8 Постановления в следующей редакции:
"В случае изменения параметров источников выбросов, их количества, количественного и качественного состава загрязняющих веществ, внедрения мер по сокращению выбросов, в разрешения вносятся соответствующие изменения путем получения нового разрешения на выбросы исключительно для тех источников выбросов, на которых произошли такие изменения с подтверждением приемлемости совокупного влияния таких изменений на уровень загрязнения атмосферного воздуха с учетом влияния всех существующих источников выбросов".
Как сообщала ЭкоПолитика раньше, в Украине ввели показатель индекса качества воздуха европейского образца.