По данным годового отчета Гослесагенства, объем выявленных ими незаконных рубок в 2022-м, военном, году составил 20,6 тыс. м3, что повлекло за собой ущерб 186,7 млн грн. Что интересно, 76,6% от этой цифры (15,8 тыс. м3) – рубки "совершенные необнаруженными лесонарушителями". На практике это означает, что за ¾ незаконно уничтоженных в прошлом гектаров украинского леса ответственность никто не понесет. А отсутствие наказания закономерно провоцирует новые нарушения.
Что еще уничтожает украинские леса и что делает министерство, чтобы их защитить – изучала ЭкоПолитика.
Состояние лесных ресурсов в Украине
В нашей стране сравнительно низкий средний уровень лесистости территории. Лесами покрыто 15,9% площади. Это самый низкий показатель в Европе. К примеру, лесистость Германии – 30,1%, Чехии – 33,4%, Словакии – 40,8%.
В общей сложности площадь лесов в Украине – 10,4 млн га, но, к сожалению, немалая часть из них растет в зоне радиоактивного загрязнения. Кроме того, примерно половина лесов в Украине искусственно созданы и нуждаются в особом уходе. Поэтому можем сказать, что наш лесной фонд не только относительно мал, но и достаточно уязвим.
В 2021 году президент Владимир Зеленский озвучил амбициозный план: Украина должна высадить миллиард деревьев за 3 года. Тогда же подписал и указ о создании соответствующего проекта – "Зеленая страна". В рамках инициативы площадь украинских лесов хотели увеличить на 1 млн га за 10 лет, а при случае и ликвидировать "серый" рынок древесины и провести инвентаризацию. Проект активно продвигает Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов, где регулярно кичатся новыми высадками. В мае, например, отчитались о высадке 109 млн саженцев и строительстве новых селекционно-семенных центров. Правда, забывают уточнить, что значительную часть саженцев высаживают на месте срубов, что площади лесов не увеличивает.
К слову, уже высадили чуть более трети запланированных проектом насаждений.
Война и лес
Активная фаза войны наложила отражение на состояние лесов. По официальным подсчетам, в результате боевых действий с 24 февраля 2022-го уничтожено более 280 тыс. га леса на 6,5 млрд грн. Но война опасна для леса не только из-за ракет и бомб. Она породила еще ряд обстоятельств, которые привели к критическому состоянию лесов.
Когда российские оккупанты захватывали наши территории, одним из первых, что они делали, как оказалось, были массовые вырубки леса. По данным Гослесагентства, на временно оккупированных территориях в разных частях страны вели и продолжают производить произвольные рубки. Государственное бюро расследований уже заявило, что расследует экспроприацию леса российскими войсками и местными коллаборантами Харьковской области. Реальные же масштабы вырубок станут известны только после освобождения всех оккупированных территорий.
Следующая проблема, возникшая из масштабной войны, это нехватка денег у лесничества. В мирное время лесное хозяйство в Украине самофинансируется за счет легальных рубок. Но поскольку значительная часть лесных территорий заминирована – хозяйства теряют возможность получать необходимые средства. Как следствие, страдает охрана лесов, растет проблема засорения.
Из-за заминированности территории появляется еще одна проблема: усложнение проверок. Закрытый доступ к лесу не позволяет контролирующим органам видеть полную картину повреждения лесного фонда, а также проконтролировать незаконные рубки.
Еще один фактор вреда лесам – отдельные подходы Минприроды. Год назад профильный министр Руслан Стрелец отмечал, что его ведомство добилось, чтобы Россию и Беларусь исключили из FSC-сертификации.
"А для Украины, это шанс заполнить их нишу и как можно шире войти на европейские рынки с украинской обработанной древесиной, получить прибыль, которая сегодня необходима нашему государству", — писал он.
Прибыль нам определенно нужна, с этим никто не спорит. Но в погоне за прибылью важно не выйти в убыток.
Как говорится в посту министра в сети Фейсбук, они планировали среди прочего пересмотреть вопрос экспорта необработанной древесины:
"Нужно объективно и взвешенно подойти к вопросу увеличения заготовки леса – не с целью увеличения количества рубок, а с целью обновления леса, который все равно завтра потеряет свою рыночную привлекательность".
На практике это означает увеличение вырубки за счет старых лесов, в которых ранее "коммерческие" вырубки были запрещены. Обычно это природно-заповедный фонд, высокогорные, прибрежные, защитные и рекреационные леса.
Не войной единой
На территориях, менее пострадавших от боевых действий, в это время активно продолжаются незаконные вырубки леса.
17 мая в Полтавской области обнаружили незаконную обрезку и рубку деревьев вблизи села Бродчино. Всего вырубили или повредили 114 деревьев разных диаметров и пород.
Еще в начале мая на территории ландшафтного заказника местного значения "Река Свеча с притоком Мизунькой" в Калушском районе на Прикарпатье установили незаконную рубку деревьев и кустарников в значительных объемах.
В марте Государственное бюро расследований сообщило о подозрении начальнику лесохозяйственного участка ГП "Иршавское лесное хозяйство", организовывавшему незаконные рубки леса в Закарпатской области. В итоге срубили более 5 тысяч деревьев ценных пород как на закрепленном за чиновником участке, так и на других территориях. Нанесенный окружающей среде ущерб составил более 50,8 млн грн.
Это случаи, зафиксированные СМИ только за последние несколько месяцев.
Конечно, уменьшить вред лесам от боевых действий очень сложно и порой невозможно, но бороться с "вневоенным" вредом массовыми незаконными вырубками Минприроды ничто не мешает.
Как Минприроды "защищает" леса
В последний год профильное министерство пыталось предпринимать определенные шаги по реформированию системы защиты лесных ресурсов, однако результативность этих шагов вызывает вопросы.
Например, возьмем законопроект 5650 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по сохранению лесов", который парламент принял во втором чтении летом прошлого года. Этот документ должен был создать механизмы сохранения самосеянных лесов, предоставив право владельцам земель, где они выросли, их узаконить. На первый взгляд, кажется, что это решает проблему самосевов, но на практике такое узаконение предполагает ряд затрат для владельца участка. При этом закон узаконивать лес не обязывает, а только дает такое право. Есть ли смысл владельцам узаконивать самосеянные леса, чтобы получать убытки? Вряд ли. Без разработки новых правил ведения лесного хозяйства, которые будут доступны для выполнения малыми владельцами, 5650 – это шаг в никуда.
Экологи Украинской природоохранной группы изначально поддержали закон, но отметили в аналитических материалах, что в первом чтении он был гораздо лучше. Они пишут, что: "Перед вторым чтением вмешалось лобби крупных аграриев и застройщиков. Самое интересное, что представители Министерства защиты окружающей среды на обсуждениях поддержали именно аграриев, а не экологов, критиковавших аграрные правки".
Вернемся и к программе президента "Зеленая страна". Кроме высадки деревьев, в ней есть еще два пункта. Инвентаризация лесов сейчас растягивается по времени по объективным причинам – на части территории она просто невозможна. Что касается устранения "серого" рынка древесины, соответствующий законопроект 4197-д о рынке древесины был принят за основу еще в 2021-м, но до сих пор готовится ко второму чтению. Этот документ закрыл бы самые большие коррупционные схемы на рынке и значительно снизил бы объем незаконных рубок. Но кампанию по адвокации этого законопроекта со стороны министерства мы не наблюдаем. О нем будто забыли.
При этом Минприроды активно поддерживало формирование Государственного предприятия "Леса Украины", которое в настоящее время фактически монополизировало управление лесами. Министр Руслан Стрелец даже называл создание этого предприятия одной из основных целей обновленной окружающей стратегии министерства. В то же время, по данным Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины, это решение имеет много рисков. Дальнейшая корпоратизация предприятия (а такие планы есть) может в итоге привести к присвоению национальных ресурсов третьими лицами.
Поэтому складывается ситуация, когда Минприроды создает видимость заботы о расширении лесного фонда, но на практике не нарабатывает новые механизмы защиты лесов существующих. Тем временем ракеты, бомбы, мародеры-оккупанты и местные коррупционеры продолжают разрушать лесные экосистемы и конца-края этому пока не видно.