Кабинет Министров Украины принял Постановление "Некоторые вопросы реформирования управления лесной отрасли" от 7 сентября 2022 г. № 1003. Оно вступило в силу 10 сентября и предусматривает реформирование лесной отрасли. Постановление определяет, что согласно Закону Украины "О приватизации государственного и коммунального имущества" приватизация лесов ГП "Леса Украины" и АО, в которое будет преобразовано государственное предприятие, запрещена. В распоряжение ГП "Леса Украины" переходит право постоянного пользования земельными участками лесохозяйственного назначения.
Как на практике внедряют в жизнь глобальную лесную реформу — разбиралась ЭкоПолитика.
Именно вопросы кардинальных изменений в лесной отрасли чрезвычайно активно обсуждают в среде лесников. Быстрыми темпами в отрасли внедряют практически нигде не афишируемую реформу, которую нигде не обсуждают, однако кардинальные изменения стартовали еще осенью и активную фазу приобрели именно в эти новогодне-рождественские дни. По крайней мере, именно в конце 2022-го все работники лесхозов написали заявления на увольнение, а лесные хозяйства объявили о прекращении своей деятельности. Вместе с тем было создано государственное предприятие "Леса Украины", куда должны перейти все бывшие лесхозы и которое, по мнению многих лесников, является стартом к его дальнейшему реформированию в частное акционерное общество.
Однако официальной информации по этому поводу слишком мало. У самих же работников леса создается впечатление, что могут быть причины, по которым реформы намеренно внедряются с малейшей оглаской. Именно поэтому вокруг этой темы активно ходят слухи, догадки и прогнозы, что еще больше нагнетает непростую ситуацию, порождает растерянность, пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне среди работников лесной отрасли, особенно на местах.
Следовательно, лесхозы, как таковые, ликвидируют (158 их начислялось на начало этого процесса), после чего все лесохозяйственные предприятия так же массово подают заявления на поступление в новое ГП "Леса Украины". На месте лесхозов должны быть образованы филиалы, руководителями которых уже назначены (преимущественно бывшие руководители тех же лесхозов).
Также формируется модель с двумя независимыми вертикалями управления лесами. Из функциональных преобразований:
- ГП "Леса Украины" осуществляет хозяйственную деятельность;
- Региональные управления Гослесагентства внедряют государственную политику и контролируют деятельность лесопользователей;
- Гослесагентство координирует взаимодействие двух вертикалей управления – ГП "Леса Украины и региональных управлений Гослесагентства".
Получат ли работу после увольнений работники лесхозов? Это ведь десятки тысяч специалистов. Кто будет иметь работу в лесной, а кто будет искать ее в других отраслях? Что после реформирования ожидает лесную отрасль — не станет ли создание "Лесов Украины" шагом к следующему за ним созданию частной структуры и передаче лесов в частные руки? Именно этот факт вызывает наибольшее беспокойство. Вот что по этому поводу говорят сами лесоводы, — говорят неофициально, поскольку большинство из них надеется трудоустроиться в новосозданных филиалах, четко понимая – скорее всего, на работу будут принимать прежде всего тех, кто "не выступает" и лишнего не говорит, а лишь будет четко выполнять инструкции "сверху":
Иван Дмитриевич, до увольнения занимал должность главного лесничего гослесхозхоза, опыт работы в лесном хозяйстве 32 года:
У меня лично создается впечатление, что все идет к тому, что наши леса могут передать в руки частникам. Это мое суждение, и пусть бы оно не подтвердилось, однако... Будут ли частники ухаживать за лесами, насаждать их? Хотя и говорят о том, что реформирование планируется проводить по образцу некоторых европейских стран, однако такая деятельность, как воспроизводство лесов и уход за ними не сулит никакой коммерческой выгоды, она с самого начала всегда была убыточна, поэтому вопрос риторический. Лесхозы всегда наибольшую прибыль получали от переработки продукции и за эти средства мы имели возможность проводить свою основную деятельность — уход за лесами и их восстановление. Как будет теперь, когда эту переработку у нас забирают, непонятно.
Кому из уволенных работников повезет (а ныне, в условиях роста безработицы в стране, иметь стабильную работу по специальности — это действительно можно считать за счастье) трудоустроиться снова? Скорее всего, тем, кто наиболее "послушен", не выступает, не критикует, а только слушает и молча безропотно выполняет любые приказы, поступающие "сверху". Даже если они и вызывают целый ряд непростых вопросов. Лесники возмущены тем, что никто не понимает, что это за реформа, как она будет внедряться, недовольны тем, что все умалчивается. Стоит вспомнить, что эту реформу пытались внедрить еще 5 лет назад, однако работники лесхозов активно выступали против, выходили на акции протеста и к нам прислушались. А тут как-то так стремительно и по-тихому просто взяли и провели, а мы даже не можем выйти и высказать свое мнение на этот счет, ведь ситуация в стране такова, что не время выходить с протестами. Может, этим и воспользовались.
Михаил Иванович, главный инженер проработал в лесном хозяйстве 24 года;
Мне лично совершенно непонятна и даже несколько подозрительна закрытость информации от ГАЛРУ (Государственное агентство лесных ресурсов Украины). Это может означать, что у ГАЛРУ либо нет четкого плана внедрения реформирования, либо это реформирование ну, скажем так, не совсем там все в порядке.
Нас, лесников, возмущает то, что высшее руководство отрасли не считает простых работников лесохозяйственного комплекса своими коллегами, исполнителями процесса реформирования и специалистами лесного хозяйства, а видит в них серую массу без права голоса и потребности выражения своего мнения относительно реформирования. Такое унизительное отношение к коллективу лесохозяйственного комплекса привело к тому, что рейтинг аппарата нашего агентства среди лесников упал, как говорится "ниже плинтуса".
Учитывая неловкие действия ГАЛРУ по реформированию, напрашивается вывод, что есть еще какая-то теневая цель реформирования, которая остается неизвестной и может быть предметом домыслов и загоняет процесс реформирования в тупик.
Учитывая наличие Постановления КМУ №1003 от 07.09.2022 года, для его выполнения для проведения реформирования должна была быть разработана четкая программа, в которой определяются цель реформирования, порядок его проведения и финансовые результаты реформирования и деятельности ГП "Леса Украины" после реформирования. Если орган управления уважает себя и трудовой коллектив лесоводов и общество, целесообразно перед проведением реформирования обнародовать документ, утвержденный Министерством. Но ничего этого не сделано.
Часть народных депутатов, как отмечает ОО "Открытый лес", выступили против таких изменений, но, несмотря на это, Кабмин начал реформирование лесной отрасли. Активисты считают, что такая поспешность с проведением реформ в условиях военного положения настораживает.
"Представляете, с каким нетерпением авторы реформ ждут превращения ГП в Акционерное Общество, чтобы ввести в наблюдательный совет акционерного общества "Леса Украины" своих членов для управления народным добром? Следующий шаг в реформе – это заполнение должностей в местных филиалах, так сказать, ближе к лесу“, – говорится в материале.
По материалам ОО "Открытый лес", на должность руководителя Великобычковского филиала ГП "Леса Украины" претендует бывший директор Великобычковского лесоохотничьего хозяйства Юрий Сойма – фигурант многих коррупционных скандалов, связываемый с "лесной мафией". Как сообщает Regionews, сейчас в суде рассматриваются дела, по которым он обвиняется в хищении государственных средств и подделке документов.
Юрий Степанович, главный лесничий, опыт работы в лесном хозяйстве 48 лет, ныне на заслуженном отдыхе
Реформа у всех лесников вызывает множество вопросов и тревог. И самое главное – не попадут ли наши леса в частные руки? Здесь следовало бы определить – кто инициировал эту реформу? Судя по тому, кто ее лоббирует на самых высоких уровнях, чьи люди за этим стоят, у меня лично вырисовывается фигура известного украинского олигарха (грека по происхождению), который имеет собственные крупные лесоперерабатывающие предприятия по всей Украине.
Лично меня это настораживает. Ибо нельзя оставаться равнодушным, когда ты столько лет жизни и труда вкладываешь в любимое дело, равно как и другие мои коллеги. Нам говорят о том, что лесная реформа будет проходить по примеру других европейских стран. Тех же стран Прибалтики. Извините, но прибалтийские страны по площади – как одна наша область. Как здесь можно сравнивать?
Украина имеет огромные лесные массивы, одни из самых больших во всей Европе. Еще ставят в пример Польшу. По этому поводу имею личный опыт. Вместе с коллегами, мы побывали в Польше несколько лет назад по обмену опытом. Первое, что бросилось в глаза – там небольшие по площади лесные хозяйства 17-25 тысяч гектаров, у нас же – укрупняют, объединяют и нынешние лесхозы уже обслуживали по 50-60 тысяч гектаров. А когда эти лесхозы превратятся в филиалы, то потеряют статус юридического лица. И это вызывает беспокойство, потому что есть вопросы, которые нужно решать очень оперативно, иначе потеряется качество выполненных работ. А если еще произойдет сокращение лесоводов, то некоторые лесовосстановительные работы потеряют в качестве, потому что их просто некому будет выполнять. Таков мой прогноз, а как оно будет на самом деле... Поживем – увидим.
Что ж, действительно очень хотелось бы верить в то, что украинские леса будут сохранены и приумножены. Однако очевидно, что в настоящее время работники лесной отрасли как и все те, кто болеет за нашу окружающую среду, возмущены и встревожены тем, что такая фундаментальная реформа лесной отрасли делается исподтишка. Почему нет официальных разъяснений и где аргументы власти о необходимости такой реформы? Потому что все это выглядит как еще одна попытка выпилить лес кругляк и вывезти его заграницу.