Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды shutterstock

Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды

Анна Великая

Их исполнение предусмотрено в течение 2024-2026 годов

ЭкоПолитика проанализировала обязательства, которые взяла на себя Украина в рамках выполнения Ukraine Facility Plan и рекомендаций Еврокомиссии. Для этого мы воспользовались специальным вебпорталом, который в начале июня презентовало правительство. На нем собраны индикаторы, содержание реформ и график их внедрения.

План для Ukraine Facility является одним из 4 документов Матрицы реформ, утвержденной правительством 4 июня этого года.

reformmatrix.mof.gov.ua

Скриншот с сайта reformmatrix.mof.gov.ua.

Что такое Ukraine Facility

Ukraine Facility – программа финансовой поддержки Украины от Европейского Союза. Она рассчитана на период с 2024 по 2027 год и предусматривает направление €50 млрд на финансирование государственного бюджета, стимулирование инвестиций, а также техническую поддержку в реализации программы.

Чтобы получить эти средства в виде грантов и кредитов от партнеров, Украина должна выполнять разработанный Кабмином в тесном сотрудничестве с ЕС План для Ukraine Facility. Он предполагает:

  1. Проведение структурных реформ в государственном секторе.
  2. Реализацию ряда экономических реформ, которые улучшат бизнес-климат и будут способствовать развитию предпринимательства.
  3. Меры по росту тех секторов, которые смогут обеспечить быстрый экономический рост.

Финансовая поддержка будет предоставляться ежеквартально при выполнении индикаторов Плана для Ukraine Facility. 13 августа Украина получила €4,2 млрд за выполнение индикаторов второго квартала 2024 года, в том числе благодаря утверждению интегрированного Национального плана по энергетике и климату. Среди 9 индикаторов, выполнение которых предусмотрено на ІІІ квартал этого года, есть и те, которые входят в компетенцию Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины:

  • принятие закона о предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения;
  • разработка концептуальной записки, определяющей область отступлений от правил ОВОС и СЭО.

Первый из этих пунктов уже выполнен. Закон №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" принят Верховной Радой Украины 16 июля и подписан президентом 6 августа.

Какие реформы есть в Плане для Ukraine Facility

План для Ukraine Facility предполагает 69 реформ. Для них указан 151 квартальный индикатор исполнения. Кроме квартальных, есть также 16 инвестиционных индикаторов. Чтобы их выполнить, необходимо продолжить и усилить программы развития инфраструктуры, разминирования, возобновляемой энергетики, поддержку малого и среднего предпринимательства и т.д.

Матрица реформ состоит из 6 кластеров. Для каждого из них указаны обязательные рекомендации и условия, при выполнении которых наше государство сможет получить макрофинансовую помощь.

Требования, которые должна выполнить Украина по осуществлению "зеленого перехода", содержатся в кластере 4 "Зеленая" повестка дня и устойчивое сообщение".

Среди его задач:

  • улучшить транспортную и энергетическую инфраструктуру Украины;
  • способствовать развитию зеленой энергетики и обеспечить экологическую устойчивость.

Главными акцентами в этом кластере являются:

  • внедрение национального энергетического и климатического плана;
  • поощрение инвестиций в возобновляемую энергетику;
  • внедрение рыночных стимулов.

Внутри каждого кластера есть направления. В кластере 4 их четыре:

  • раздел 14 "Транспорт";
  • раздел 15 "Энергетика";
  • раздел 21 "Трансевропейские сети";
  • раздел 27 "Окружающая среда и изменение климата".

На сайте Матрицы реформ мы видим следующий график с количеством реализованных Минприроды реформационных мероприятий и индикаторов. Это данные по состоянию на 30.06.2024 года, то есть портал не позволяет отслеживать проведение реформ в стране в "режиме реального времени", как это обещал премьер-министр Денис Шмигаль.

reformmatrix.mof.gov.ua

Источник: reformmatrix.mof.gov.ua.

Он отвечает 18 реформационным мероприятиям и 30 индикаторам.

Реформы в сфере окружающей среды, предусмотренные Планом для Ukraine Facility

Для первого ознакомления с перечнем реформ в сфере окружающей среды, проведение которых требует от Украины ЕС, рекомендуем читателям сжатый документ "Индикаторы Плана для Ukraine Facility 2024-2027" . В нем указаны следующие евроинтеграционные реформы из раздела "Зеленый переход и охрана окружающей среды":

Реформа 1. Предотвращение промышленного загрязнения, его уменьшение и контроль.

Реформа 2. Климатическая политика.

Реформа 3. Рыночные механизмы ценообразования на углерод.

Реформа 4. Восстановление и сохранение природных ресурсов.

Реформа 5. Развитие циркулярной экономики.

Реформа 6. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и стратегическая экологическая оценка (СЭО).

Обратите внимание, что за реформу №4 ответственно не только Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов, но и Министерство экономики Украины, что логично.

Мария Белкина, заместитель директора ОО "Экодия", отмечает, что не все реформы в сфере окружающей среды вписаны в индикаторы. Поэтому реформы, касающиеся экоконтроля, территорий Изумрудной сети, законотворцы не спешат воплощать. В то же время сейчас актуален и проходит финальные обсуждения законопроект об основных принципах государственной климатической политики, напомнила эксперт.

“В целом, в природоохранном направлении многие вопросы касаются климата, поэтому ожидаем, что они будут продолжаться разрабатываться и эффективно реализоваться. Но в то же время не нужно забывать о других важных реформах, которые, к сожалению, сейчас не выглядят приоритетными – это охрана ценных природоохранных территорий, водного управления (в том числе утверждение Планов управления речными бассейнами), реформа экологического контроля", – сказала член ОО "Экодия".

Перечень реформационных мероприятий по защите окружающей среды в рамках Программы ЕС

Более подробную информацию о внедрении реформ находим в разделе 27 Плана в рамках Программы ЕС Ukraine Facility. Он предусматривает 20 реформационных мероприятий, выполнение которых оценивается по 38 индикаторам. В компетенцию Минприроды входят 17 из этих 20 мероприятий.

Направление "Окружающая среда и изменение климата"


В разделе "Индикаторы" находим таблицу со сроками выполнения реформационных мероприятий.

Индикаторы, фиксирующие выполнение реформационных мероприятий

В таблице ниже можно увидеть конкретные индикаторы, а также их статус.

По словам Марии Белкиной, в общем, обязательства, прописанные в Ukraine Facility Plan, выполняются достаточно последовательно и заблаговременно.

"Мы можем это частично отслеживать в соответствии с индикаторами, которые были зафиксированы непосредственно в Плане, а также перечнем реформ, к которым привязано получение траншей", – говорит она.

Как примеры выполнения обязательств Украины в сфере реформ в сфере окружающей среды, эксперт назвала принятие Национального плана по энергетике и климату и закона Украины №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Она отметила, что законопроект о предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения депутаты очень долго не могли принять и проваливали из-за отсутствия политической воли. И то, что законопроект появился в Ukraine Facility Plan как индикатор, способствовало, наконец, его принятию.



Отдельно Мария Белкина обратила внимание на вопросы процедуры ОВОС и СЭО, которые находятся в перечне индикаторов для выполнения в 2024 году. Эксперт напомнила, что на ІІІ квартал этого года запланирована разработка концептуальной записки, определяющей сферу отступлений от правил ОВОС и СЭО. Она рассказала, что соответствующая записка была разработана Минприроды и прошла общественные обсуждения. Но при этом у общественных организаций есть критические замечания по этому документу. В частности, нет четко определенных проектов, а также объяснений или критериев, почему ОВОС может не проводиться, не понятна продолжительность отступлений от правил ОВОС.

"Поэтому ОО "Экоклуб" вместе с другими поддержавшими общественными организациями подготовили позицию о том, что Концептуальная записка в представленной редакции не отвечает в полной мере установленным требованиям, которые прописаны в Ukraine Facility Plan".

Активисты считают, что принятие записки в такой редакции может необоснованно отменить ОВОС и СЭО для многих восстановительных проектов, планов и программ. Они выразили надежду, что Концептуальная записка в текущей редакции не будет принята, поскольку несет большие угрозы, а ее содержание будет доработано в соответствии с требованиями Реформы 6 "Оценка влияния на окружающую среду (ОВОС) и стратегическая экологическая оценка (СЕО)".

По мнению Марии Белкиной, сейчас похоже, что в большинстве своем запланированные реформы, касающиеся охраны окружающей среды, успеют реализовать.

“В частности, за последние кварталы видно, что ускорилось принятие законопроектов: например, законопроект по предотвращению промышленного загрязнения или об основах климатической политики (что обычно может занимать дольше времени, особенно, что касается окружающей среды). В то же время многие задачи также возложены непосредственно на министерства и правительство. И здесь есть вопросы, какие будут финальные варианты для принятия”, – говорит она.

Несмотря на то, что общественные обсуждения проходят, это не является гарантией учтения комментариев и замечаний общественности при подготовке финального документа, отметила член ОО "Экодия".

Читайте также
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление

Специалисты уверены в необходимости изменений в методологии вычисления затрат на осуществление "зеленого перехода"