ЭкоПолитика проанализировала обязательства, которые взяла на себя Украина в рамках выполнения Ukraine Facility Plan и рекомендаций Еврокомиссии. Для этого мы воспользовались специальным вебпорталом, который в начале июня презентовало правительство. На нем собраны индикаторы, содержание реформ и график их внедрения.
План для Ukraine Facility является одним из 4 документов Матрицы реформ, утвержденной правительством 4 июня этого года.
Что такое Ukraine Facility
Ukraine Facility – программа финансовой поддержки Украины от Европейского Союза. Она рассчитана на период с 2024 по 2027 год и предусматривает направление €50 млрд на финансирование государственного бюджета, стимулирование инвестиций, а также техническую поддержку в реализации программы.
Чтобы получить эти средства в виде грантов и кредитов от партнеров, Украина должна выполнять разработанный Кабмином в тесном сотрудничестве с ЕС План для Ukraine Facility. Он предполагает:
- Проведение структурных реформ в государственном секторе.
- Реализацию ряда экономических реформ, которые улучшат бизнес-климат и будут способствовать развитию предпринимательства.
- Меры по росту тех секторов, которые смогут обеспечить быстрый экономический рост.
Финансовая поддержка будет предоставляться ежеквартально при выполнении индикаторов Плана для Ukraine Facility. 13 августа Украина получила €4,2 млрд за выполнение индикаторов второго квартала 2024 года, в том числе благодаря утверждению интегрированного Национального плана по энергетике и климату. Среди 9 индикаторов, выполнение которых предусмотрено на ІІІ квартал этого года, есть и те, которые входят в компетенцию Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины:
- принятие закона о предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения;
- разработка концептуальной записки, определяющей область отступлений от правил ОВОС и СЭО.
Первый из этих пунктов уже выполнен. Закон №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" принят Верховной Радой Украины 16 июля и подписан президентом 6 августа.
Какие реформы есть в Плане для Ukraine Facility
План для Ukraine Facility предполагает 69 реформ. Для них указан 151 квартальный индикатор исполнения. Кроме квартальных, есть также 16 инвестиционных индикаторов. Чтобы их выполнить, необходимо продолжить и усилить программы развития инфраструктуры, разминирования, возобновляемой энергетики, поддержку малого и среднего предпринимательства и т.д.
Матрица реформ состоит из 6 кластеров. Для каждого из них указаны обязательные рекомендации и условия, при выполнении которых наше государство сможет получить макрофинансовую помощь.
Требования, которые должна выполнить Украина по осуществлению "зеленого перехода", содержатся в кластере 4 "Зеленая" повестка дня и устойчивое сообщение".
Среди его задач:
- улучшить транспортную и энергетическую инфраструктуру Украины;
- способствовать развитию зеленой энергетики и обеспечить экологическую устойчивость.
Главными акцентами в этом кластере являются:
- внедрение национального энергетического и климатического плана;
- поощрение инвестиций в возобновляемую энергетику;
- внедрение рыночных стимулов.
Внутри каждого кластера есть направления. В кластере 4 их четыре:
- раздел 14 "Транспорт";
- раздел 15 "Энергетика";
- раздел 21 "Трансевропейские сети";
- раздел 27 "Окружающая среда и изменение климата".
На сайте Матрицы реформ мы видим следующий график с количеством реализованных Минприроды реформационных мероприятий и индикаторов. Это данные по состоянию на 30.06.2024 года, то есть портал не позволяет отслеживать проведение реформ в стране в "режиме реального времени", как это обещал премьер-министр Денис Шмигаль.
Он отвечает 18 реформационным мероприятиям и 30 индикаторам.
Реформы в сфере окружающей среды, предусмотренные Планом для Ukraine Facility
Для первого ознакомления с перечнем реформ в сфере окружающей среды, проведение которых требует от Украины ЕС, рекомендуем читателям сжатый документ "Индикаторы Плана для Ukraine Facility 2024-2027" . В нем указаны следующие евроинтеграционные реформы из раздела "Зеленый переход и охрана окружающей среды":
Реформа 1. Предотвращение промышленного загрязнения, его уменьшение и контроль.
Реформа 2. Климатическая политика.
Реформа 3. Рыночные механизмы ценообразования на углерод.
Реформа 4. Восстановление и сохранение природных ресурсов.
Реформа 5. Развитие циркулярной экономики.
Реформа 6. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и стратегическая экологическая оценка (СЭО).
Обратите внимание, что за реформу №4 ответственно не только Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов, но и Министерство экономики Украины, что логично.
Мария Белкина, заместитель директора ОО "Экодия", отмечает, что не все реформы в сфере окружающей среды вписаны в индикаторы. Поэтому реформы, касающиеся экоконтроля, территорий Изумрудной сети, законотворцы не спешат воплощать. В то же время сейчас актуален и проходит финальные обсуждения законопроект об основных принципах государственной климатической политики, напомнила эксперт.
“В целом, в природоохранном направлении многие вопросы касаются климата, поэтому ожидаем, что они будут продолжаться разрабатываться и эффективно реализоваться. Но в то же время не нужно забывать о других важных реформах, которые, к сожалению, сейчас не выглядят приоритетными – это охрана ценных природоохранных территорий, водного управления (в том числе утверждение Планов управления речными бассейнами), реформа экологического контроля", – сказала член ОО "Экодия".
Перечень реформационных мероприятий по защите окружающей среды в рамках Программы ЕС
Более подробную информацию о внедрении реформ находим в разделе 27 Плана в рамках Программы ЕС Ukraine Facility. Он предусматривает 20 реформационных мероприятий, выполнение которых оценивается по 38 индикаторам. В компетенцию Минприроды входят 17 из этих 20 мероприятий.
Направление "Окружающая среда и изменение климата"
В разделе "Индикаторы" находим таблицу со сроками выполнения реформационных мероприятий.
Индикаторы, фиксирующие выполнение реформационных мероприятий
В таблице ниже можно увидеть конкретные индикаторы, а также их статус.
По словам Марии Белкиной, в общем, обязательства, прописанные в Ukraine Facility Plan, выполняются достаточно последовательно и заблаговременно.
"Мы можем это частично отслеживать в соответствии с индикаторами, которые были зафиксированы непосредственно в Плане, а также перечнем реформ, к которым привязано получение траншей", – говорит она.
Как примеры выполнения обязательств Украины в сфере реформ в сфере окружающей среды, эксперт назвала принятие Национального плана по энергетике и климату и закона Украины №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Она отметила, что законопроект о предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения депутаты очень долго не могли принять и проваливали из-за отсутствия политической воли. И то, что законопроект появился в Ukraine Facility Plan как индикатор, способствовало, наконец, его принятию.
Отдельно Мария Белкина обратила внимание на вопросы процедуры ОВОС и СЭО, которые находятся в перечне индикаторов для выполнения в 2024 году. Эксперт напомнила, что на ІІІ квартал этого года запланирована разработка концептуальной записки, определяющей сферу отступлений от правил ОВОС и СЭО. Она рассказала, что соответствующая записка была разработана Минприроды и прошла общественные обсуждения. Но при этом у общественных организаций есть критические замечания по этому документу. В частности, нет четко определенных проектов, а также объяснений или критериев, почему ОВОС может не проводиться, не понятна продолжительность отступлений от правил ОВОС.
"Поэтому ОО "Экоклуб" вместе с другими поддержавшими общественными организациями подготовили позицию о том, что Концептуальная записка в представленной редакции не отвечает в полной мере установленным требованиям, которые прописаны в Ukraine Facility Plan".
Активисты считают, что принятие записки в такой редакции может необоснованно отменить ОВОС и СЭО для многих восстановительных проектов, планов и программ. Они выразили надежду, что Концептуальная записка в текущей редакции не будет принята, поскольку несет большие угрозы, а ее содержание будет доработано в соответствии с требованиями Реформы 6 "Оценка влияния на окружающую среду (ОВОС) и стратегическая экологическая оценка (СЕО)".
По мнению Марии Белкиной, сейчас похоже, что в большинстве своем запланированные реформы, касающиеся охраны окружающей среды, успеют реализовать.
“В частности, за последние кварталы видно, что ускорилось принятие законопроектов: например, законопроект по предотвращению промышленного загрязнения или об основах климатической политики (что обычно может занимать дольше времени, особенно, что касается окружающей среды). В то же время многие задачи также возложены непосредственно на министерства и правительство. И здесь есть вопросы, какие будут финальные варианты для принятия”, – говорит она.
Несмотря на то, что общественные обсуждения проходят, это не является гарантией учтения комментариев и замечаний общественности при подготовке финального документа, отметила член ОО "Экодия".