В Украине в последние годы экологическая политика на государственном уровне внедряется по принципу: "мы за все хорошее и против всего плохого". Так произошло и с процедурой Оценки воздействия на окружающую среду (ОВД), которую обязаны проходить все предприятия, планирующие проводить деятельность, которая будет иметь экологические риски для окружающей среды. Так, на первый взгляд, абсолютно правильная и нужная процедура ОВД, де-факто превратилась в еще один рычаг давления на бизнес.
Но начнем разбираться в том, как работает ОВД в Украине с самого начала. Подробнее — в материале ЭкоПолитики.
Закон об ОВД является частью европейского законодательства, которое Украина обязалась имплементировать при подписании Соглашения об Ассоциации с ЕС. 18 декабря 2017 вступил в силу Закон Украины "Об оценке влияния на окружающую среду (ОВД)" (от 23.05.17 №2059-VIII), который ввел в Украине европейскую модель экологической оценки на выполнение международных обязательств Украины.
Согласно Директиве 2011/92/ЕС оценка влияния на окружающую среду (ОВД) должна определять, описывать и оценивать прямое и косвенное значительное влияние проекта на безопасность жизнедеятельности людей и их здоровье, окружающую среду и ее элементы, природные территории и объекты, исторические памятники и другие материальные объекты, культурное наследие.
Процедура ОВД обязательна для большинства видов планируемой деятельности перед началом работ. Ведь каждое предприятие еще на этапе геологического изучения должно понимать все возможные влияния на окружающую среду и спрогнозировать оптимальные условия использования недр с допустимым воздействием на окружающую среду.
Процедура оценки воздействия на окружающую среду предусматривает три основных этапа:
- сообщение о начале планируемой деятельности,
- обнародование отчета с объявлением о начале общественного обсуждения,
- получение заключения.
В Украине Закон об ОВД ввел новую модель планирования деятельности бизнеса, где учитываются экологические факторы. С одной стороны, ОВД – это процедура гражданского общества, поскольку предполагает привлечение общественности к публичным слушаниям по планируемой деятельности предприятия. Весомым моментом является то, что при подготовке отчета по ОВД необходимо учесть мнение общественности.
С другой стороны, ОВД позволяет бизнесу определить не только экологическую целесообразность планируемой деятельности, но и позволяет определить оптимальный альтернативный ее вариант с соблюдением требований действующего природоохранного законодательства.
Реалии ОВД в Украине
Однако на практике уже в первые годы применения Закона "Об ОВД" стало очевидно, что процедура является коррупционной. Общественные организации неоднократно публично сообщали о скандалах при прохождении процедуры. В то же время, эксперты сходятся во мнении, что во времена министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Романа Абрамовского, несмотря на противоречивые вопросы, процедура работала.
3 ноября 2021 Верховная Рада отправила его в отставку. Он пробыл на должности более года. За это время Минприроды положило начало немалому количеству положительных изменений, которые поддерживали экологические активисты. В частности, речь идет об отказе в выводах ОВД или значительных экологических ограничениях откровенно вредным проектам добычи полезных ископаемых, строительстве ГЭС, рубкам леса.
В то же время, с приходом новой команды в Минприроды в мае 2022 года ситуация ухудшилась. Рынок стал больше сигнализировать о безосновательных отказах в получении ОВД и коррупционном давлении.
В то же время с приходом команды Руслана Стрельца в Минприроды в мае 2022 года ситуация ухудшилась. Рынок стал больше сигнализировать о безосновательных отказах в получении ОВД и коррупционном давлении.
В частности, критиковала политику нового министра и Украинская природоохранная группа (UNCG). Речь шла о постановлении, отменяющем запрет на рубки леса в период войны.
"Постановление еще не принято, но это вопрос времени. Новоназначенное руководство Министерства защиты окружающей среды (в частности, министр Руслан Стрелец и его первый заместитель Александр Краснолуцкий) не видят в новом постановлении никаких проблем. Это уже не первый раз с начала войны, когда природоохранное законодательство Помните, как недавно отменили сезон тишины, закрыли возможность участия в ОВД, закрывали доступ к разным публичным данным о лесах? Кому выгодны такие изменения? Точно не государству и не украинцам... К сожалению, это только начало", — комментировали в UNCG.
Нюансы ОВД в военное время
В связи с нападением на нашу страну России и введением военного положения, правительство ввело изменения в функционирование информационно-коммуникационных систем и электронных реестров. В частности, это касается и Единого реестра по ОВД.
По действующему законодательству процедура ОВД должна длиться не менее 120 дней. Де-факто, процедура длится не менее шести месяцев. Часто бывает так, что процесс требует целого года исследований перед началом его загрузки в Единый реестр по оценке воздействия на окружающую среду.
В условиях войны такие ожидания недопустимы и требуют изменений. Такой порядок действий, в первую очередь, не способствует экономическому развитию государства. Однако возникли и другие нюансы, которые могут стать причиной отмены всех ОВД, выданных во время военного положения. Реализовывать некоторые положения закона об ОВД компании не имеют возможности из-за военных действий, а какие-либо отклонения от действующих правил могут стать основанием для признания вывода из ОВД, полученного во время военного положения, недействительным.
Важным нюансом всей процедуры является публичность, однако в условиях войны в целях безопасности закрыли доступ общественности к Единому реестру по ОВД. По закону, обо всех этапах процедуры нужно информировать общественность как через реестр, так и через печатные СМИ. Без доступа к реестру элемент публичности не соблюден, что является основанием для отмены заключения ОВД. Таким образом, выводы ОВД, изданные во время войны, могут быть отменены по формальным причинам.
26 августа Минприроды обнародовало долгожданный законопроект об изменениях в процедуре ОВД. Однако, по правде сказать, кардинальных изменений он не содержит. Из положительного: сокращение сроков прохождения ОВД на этапах сбора замечаний и предложений в рамках общественного обсуждения и выдачи заключения из ОВД. Это позволит сократить продолжительность процедуры ОВД не менее чем на 18 рабочих дней. Также предлагают отменить условие размещения сообщения о плановой деятельности и объявления о начале общественного обсуждения отчета по ОВД в печатных СМИ.
Даже, несмотря на незначительные позитивные изменения, в целом у бизнеса и общественных организаций до сих пор есть много замечаний к процедуре ОВД. Если учесть еще и возможный коррупционный фактор, то хороший европейский инструмент заботы об окружающей среде по факту превратился в еще один рычаг давления на бизнес. Возникают вопросы: почему даже во время войны в государстве снова появляются признаки возвращения к коррупционным практикам? Будет ли усиливаться коррупционное давление на бизнес? И самое важное — что руководство Минприроды собирается делать с этой ситуацией? ЭкоПолитика будет следить за ситуацией и информировать наших читателей.