В декабре прошлого года глава Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец во время выступления на Конференции ООН по изменению климата (СОР28) отмечал: необходимо обновлять Национально определенный вклад (НОВ). Он подчеркнул, что соответствующий требованиям времени НОВ будет способствовать "зеленому" восстановлению Украины и сокращению количества выбросов парниковых газов.
Однако ЭкоПолитика не нашла информации, что сейчас НОВ корректируется. Работа над важным климатическим документом государства как будто остановилась. На публичных страницах Минприроды в сети интернет последние упоминания о НВВ датированы декабрем прошлого года.
Работает ли Минприроды над НОВ
Почти год прошел с тех пор как Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов обнародовало План реализации обновленного Национально определенного вклада (НОВ). В условиях постоянного разрушения украинской экономики в результате военных действий, Кабинет министров должен корректировать НОВ.
Редакция обратилась к более 20 экспертам из экологической среды и работникам различных государственных органов с просьбой прокомментировать: происходит ли сейчас корректировка Национально определенного вклада. Опрошенные специалисты ответили, что об изменениях в НОВ им ничего не известно.
"После последних бомбардировок энергетики все надо пересчитывать", – отметил исполнительный директор Центра экономического восстановления Кирилл Криволап.
В этом году работу над обновлением НОВ, по его словам, еще не начали.
"Мы не видели новый проект НОВ", – сообщила координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес социации Ольга Бойко.
Поэтому можно сделать вывод, что министерство пока не работает над корректировкой документа и нас ожидает потом "турборежим" и популистские не просчитанные и не обсужденные с общественностью и предприятиями цели. Другой вариант – министерство, как это обычно происходит, тайно что-то готовит и будет продвигать свой документ без согласования с экспертной средой и не привлекая ее, что повлияет на качество НОВ.
В 2021 году Украина поставила очень амбициозные цели, которые не были подкреплены никакими планами или инвестициями. Украина есть и будет оставаться участником Парижского соглашения и в будущем в составе ЕС прилагать усилия для борьбы с изменением климата. Война полностью изменила реальность в которой существует Украина и на следующие 20-30 лет главной задачей для нас будет восстановление страны с помощью европейских и мировых партнеров.
От 30% до 70% каждого сектора экономики полностью или частично разрушено, или не работает. Поэтому выбросы парниковых газов в Украине от промышленности и энергетики значительно сократились из-за военной и экономической катастрофы. Некоторые эксперты предлагают оставаться активным участником Парижского соглашения и не пересматривать старые цели, используя довоенные. По мнению этих экспертов, только после окончания войны и проведения полного мониторинга в течение 3-5 лет можно будет говорить об обновлении НОВ для Украины.
Как начиналась борьба с изменением климата
В конце 20-го века Организация Объединенных Наций признала возможные катастрофические последствия изменения климата. Поэтому ООН начала искать способы, как предотвратить глобальное потепление планеты. В 1992 году 196 государств подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата. В рамках соглашения страны согласились сдерживать рост количества выбросов парниковых газов в атмосферу и постепенно снизить их объем.
Дополнительно к конвенции был подписан Киотский протокол. Это уже была не декларация о намерениях, а договор, который требовал от стран четких действий в установленные сроки. Согласно договору государства, которые являются крупнейшими загрязнителями атмосферы, должны были до 2012 года снизить выбросы парниковых газов на 4,2% от уровня 1990 года.
Однако Киотский протокол не оправдал ожиданий. Многие государства не выполняли свои обязанности. В частности, США не ратифицировали соглашение, а Канада вообще вышла из него. Украина проявила себя не очень добропорядочным партнером в рамках этого соглашения, что все очень хорошо помнят.
Парижское климатическое соглашение
Новой попыткой остановить глобальное потепление стало Парижское климатическое соглашение. Страны-члены ООН приняли его в конце 2015 года, а через год договор вступил в силу.
Парижское соглашение ставит целью удержать повышение средней температуры в пределах 2⁰С с середины 20 века. Также в соглашении договорились воплощать меры по адаптации к климатическим изменениям.
Чтобы достичь указанных целей человечество должно отказаться от использования ископаемого топлива. Или применять его в таком количестве, при котором будет отсутствовать вредное воздействие на окружающую среду. В Парижском соглашении предполагается, что на смену ископаемому топливу должны прийти возобновляемые источники энергии (ВИЭ). По оценкам ученых, чтобы достичь цели договора необходимо уже к 2030 году на 45% уменьшить количество выбросов парниковых газов.
В отличие от Киотского протокола требования Парижского соглашения распространяются на все страны, подписавшие договор. Поэтому после его ратификации все государства представили свои национально определенные взносы (НОВ) – планы мероприятий по противодействию изменению климата.
Что такое НОВ и зачем он нужен
Национально определенный вклад в Парижское соглашение – это комплекс действий, которые каждое государство должно выполнить в большинстве сфер экономики. Фактически – это переход от использования ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии с целью достичь углеродной нейтральности в производстве. Другими словами, НОВ – это путь к экономике без вредных для окружающей среды выбросов.
Национально определенные взносы каждые пять лет пересматривают и при необходимости корректируют с усилением задач по противодействию климатическим изменениям.
Как Украина выполняет свой НОВ
Украина ратифицировала Парижское климатическое соглашение в 2015 году. В том же году Правительство утвердило первый проект Национально определенного вклада. Он ставил целью сокращение выбросов парниковых газов до 60% от уровня 1990 года. К 2021 году Украине удалось достичь показателя в 62,2%.
Но такие успехи были вызваны не климатическими мерами правительства, а экономическим спадом вследствие неэффективной государственной политики, постепенным упадком промышленности и войной на Донбассе.
Эксперты ООН оценили украинский НОВ как неудовлетворительный: запланированные мероприятия увеличивали выбросы парниковых газов, а не уменьшали. Так в 2021 году, по сравнению с 2020 годом, выбросы парниковых газов выросли на 8,5%. Появилась тенденция к росту, поэтому НОВ необходимо было менять.
В 2021 году Украина обновила НОВ: обязалась к 2030 году уменьшить выбросы до 65%. Эта цифра вызвала возмущение экспертов, активистов, бизнеса, общественности в первую очередь потому, что документ не имел реальной основы – плана действий, механизмов и инвестиций, никакой целевой программы.
"Отраслевые модели НОВ2 от министерства были не согласованы между собой, не имели под собой никакой экономической основы, противоречили существующим стратегиям и не принимали во внимание проблемы экономики из-за пандемии. Были построены на планах правительства Гончарука и с не верными макро-показателями – в первую очередь в отношении инвестиций", – комментирует директор GMK Center Станислав Зинченко.
В июле 2023 года Минприроды обнародовало план мероприятий по реализации обновленного НОВ. В целом запланировали: реформировать лесную отрасль, ускорить развитие органического сельского хозяйства, развивать ВИЭ, модернизировать промышленные предприятия и энергетическую инфраструктуру; реализовать программы и проекты по энергоэффективности во всех отраслях экономики и прочее.
Украинская цель по сокращению на 65% на 10% больше, чем у развитых европейских стран. Это странно, ведь наше государство не получает столько инвестиций. Зачем Украина так сильно решила себя нагрузить популистскими климатическими целями? По подсчетам специалистов, на реализацию мероприятий обновленного НОВ необходимо выделить не менее €102 млрд. Для сравнения, все прямые иностранные инвестиции в Украину с 2002 по 2023 год составили $97,5 млрд. В Правительстве решили, что амбициозный НОВ выполнить смогут. Однако на вопрос, где возьмут деньги – так и не ответили.
Несмотря на амбициозные планы, реализация взятых обязательств не происходила. В условиях дефицита бюджета никакого финансирования мероприятий не было. Российское вторжение в Украину поставило точку в планах реализации 65% сокращения выбросов.
Вследствие большой войны произошло сокращение экономической деятельности в стране, поэтому уменьшилось и количество выбросов парниковых газов предприятиями. С другой стороны, произошел рост выбросов от военных действий. За первый год полномасштабной войны в атмосферу попало дополнительно 120 миллионов тонн СО2.
По данным ресурса ЭкоЗагроза, по состоянию на декабрь 2023 года в Украине в атмосферу попало более 68 млн тонн выбросов.
Правительство и министерство считали, что цели НОВ2 будут достигнуты благодаря принуждению бизнеса. Но в условиях разрушения экономики предприниматели пытаются в первую очередь "выжить" и сохранить производство и персонал. Со стороны же Правительства для предприятий и до войны не было создано никаких стимулов, в отличие от деятельности наших европейских коллег.
Значительное негативное влияние на выполнение НОВ имеет слабый уровень координации ведомств и учреждений. Эксперты отмечают, что выполнение слишком амбициозных климатических обязательств не должно ухудшать конкурентную способность Украины на мировых рынках. Поэтому цели НОВ должны учитывать актуальное состояние экономики. Прописанные цели, которые невозможно выполнить, скомпрометируют Украину в глазах международных партнеров.
Без СТВ невозможно выполнить НОВ
Новый качественный реалистичный НОВ нужен для запуска системы торговли выбросами (СТВ). Для запуска СТВ необходимо обновить существующий Национально определенный вклад на новых реалистичных принципах и расчетах. К тому же, основываясь на опыте и практике ЕС, не менее трех лет должна работать система мониторинга отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МОВ).
В Украине МОВ формально заработала с 1 января 2021 года. По закону, предприятия должны вести учет количества выбросов, которые образуются во время их деятельности. В 2022 году они должны были подать годовой отчет по количеству выбросов, но война ограничила процесс сбора данных. Вследствие вторжения РФ в Украину Правительство разрешило предприятиям временно не подавать отчеты или подавать их по желанию.
"Значительное количество предприятий не имеет возможности выдерживать установленные законодательством сроки по многим причинам. Это и ситуация с безопасностью на промышленной площадке, что затрудняет работу верификаторов. Это и простои оборудования, которые приводят к остановке технологических процессов. Это и нехватка верификаторов. Согласно реестру Национального агентства по аккредитации в Украине указано только четыре органа по верификации, которые имеют право проводить верификацию мониторинговых отчетов. В таких условиях восстановить процедуры, ориентированные на мирное время, чрезвычайно сложно", – пояснила директор проектов по устойчивому развитию "АрселорМиттал Кривой Рог" Ольга Семкив.
По ее словам, отсутствие работающей МОВ может привести к установлению неадекватных целей по сокращению выбросов для предприятий.
Как и Киотский протокол, Парижское климатическое соглашение имеет свои недостатки. Страны, которые его подписали, по своему усмотрению определяют как противодействовать изменению климата, ежегодные климатические конференции заканчиваются хорошими декларациями, но от них изменений не происходит. Масштабность климатических мероприятий зависит от политической воли власти и осознания проблемы изменения климата. В рамках соглашения не существует ни одного механизма, который бы контролировал невыполнение взятых на себя обязательств. Страны постоянно их корректируют и пересматривают.
Украина должна перейти от популистских целей и стратегий к реальным планам действий, дорожных карт, и инвестиционных планов. Наша экономика нуждается в восстановлении и иностранных инвестициях.