Незаконная вырубка деревьев является одним из самых распространенных преступлений против окружающей среды. Практически каждое второе уголовное производство, связанное с экологией, касается именно уничтожения лесных насаждений. Однако, по мнению экоэкспертов, статья 246 Уголовного кодекса Украины содержит ряд пробелов и лазеек, из-за которых сложно полноценно привлечь виновных к ответственности.
Специалисты ОО "Лесные инициативы и общество" проанализировали нормы УКУ и указали на лазейки, которые стоит устранить, чтобы закон начал эффективно работать.
"Это осложняет квалификацию незаконных рубок и доказательство вины нарушителей, вызывает коллизии со специальным законодательством, создавая основания для различных толкований в судебной практике. Такие недостатки приводят к низкой эффективности применения уголовно-правовых норм и снижают превентивный эффект наказания", – пишут в сообществе.
Устаревшие штрафные санкции
Сумма штрафов за преступную вырубку деревьев уже не является существенным сдерживающим фактором для нарушителей. В 2019 году средняя заработная плата составляла около 9,2 тыс. грн, а в 2025 году – уже почти 26,5 тыс. грн. Но в то же время сумма санкций не изменилась и составляет от 17 до 25 тыс. грн. В современных экономических условиях она уже имеет меньший вес и меньше "пугает" преступников.
Одновременно инфляция делает незаконные рубки более выгодными с экономической точки зрения. В сообществе "ЛИиО" обеспокоены тем, что высокая прибыль от продажи нелегальной древесины легко перекрывает скромные штрафы. Это может мотивировать нарушителей рисковать. И даже если их настигнет наказание за преступление, оно окажется несоразмерно мягче полученной выгоды.
"Целесообразно предусмотреть повышение минимальной границы штрафа как минимум до 51 000 грн (три тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан), а максимальной – до 102 000 грн (шести тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан), что будет соответствовать современным экономическим реалиям и уровню общественной опасности этого преступления", – предлагают в ОО "Лесные инициативы и общество".
Неопределенность понятий
Нормы Уголовного кодекса "грешат" чрезмерной терминологией, не соответствующей другим отраслевым законам.
Часть 1 статьи 246 УКУ начинается с фразы "Незаконная вырубка деревьев или кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждениях...". Этой формулировкой Кодекс как бы разделяет понятия "лес" и "защитные лесные насаждения", добавляя также абстрактные "и другие". В то время как Лесной кодекс четко определяет понятия "лес" и "защитные леса", УКУ изобретает новую градацию, не давая ей правового определения.
Одновременно Уголовный кодекс отделяет заповедники от других природоохранных территорий и вводит термин "особо охраняемые леса", которого в законодательстве попросту не существует. Это создает пространство для свободного толкования нормы.
Сужение перечня преступных действий
Для статьи 246 Уголовного кодекса существует только рубка деревьев. Под этим понятием обычно подразумевается отделение ствола от корневой части с использованием соответствующих инструментов. Иногда сюда относят выкорчевывание. Однако нормы Кодекса вообще игнорируют такой способ уничтожения деревьев, как их повреждение до степени прекращения роста.
Примечательно, что более широкую классификацию имеют "Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесу предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами незаконной вырубкой и повреждением деревьев и кустарников до степени прекращения роста", утвержденные постановлением Кабмина № 665 от 23 июля 2008 г.
"Целесообразно внести изменения в ст. 246 УК Украины, которые позволили бы определить умышленное повреждение деревьев и кустарников до состояния прекращения роста как самостоятельную (альтернативную) форму общественно опасного деяния наряду с собственно рубкой леса. Это касается и таких действий, как выкапывание деревьев и кустарников, вырывание, в том числе с применением взрывчатых веществ, выжигание корней", – отметили в организации.
Уголовная ответственность за два дерева
Порог "существенного ущерба" для уголовного правонарушения начинается с чуть более чем 30 тыс. грн по данным на 2025 год.
Финансовые последствия незаконной вырубки считают согласно приложению 1 вышеупомянутого постановления правительства. Размер ущерба зависит от диаметра уничтоженного дерева и высоты пня. К примеру, если нарушитель вырубил дерево диаметром 34-38 см на уровне 26-30 см от земли, то ущерб составляет 11 677,02 грн, с диаметром 46-50 см – уже 19 676,86 грн. Мотивы рубки и ценность породы дерева здесь во внимание не принимаются.
Таким образом, если учитывать действующие таксы за незаконные вырубки, к ответственности можно привлечь всего за два дерева диаметром 47 и 35 см или трех со стволом диаметром 35 см.
Активисты считают это нерациональным, поскольку происходит чрезмерная криминализация мелких рубок. По их мнению, следует повысить размер существенного ущерба для рубок, например, до 25 необлагаемых минимумов, тяжкого – до 70 и выше.
Экологическое сообщество пытается заблокировать принятие правительством постановления, которое должно отменить ОВОС при проведении сплошных санитарных рубок. ЭкоПолитика сообщала, что НАПК признало, что этот документ несет коррупционные риски.