Нереальные сроки и давление на предприятия: что не так с новым законом о НДТМ shutterstock

Нереальные сроки и давление на предприятия: что не так с новым законом о НДТМ

Анна Великая

Специалисты обозначили факторы, которые могут поставить под вопрос успешность проведения реформы промзагрязнения в Украине

Принятие 16 июля Верховной Радой Украины законопроекта №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" вызвало значительное количество обсуждений среди экспертов и активистов.  Наряду с восторженными отзывами о том, что многолетний период подготовки закона о промышленном загрязнении, наконец, закончился, прозвучали также критические замечания и предупреждения от экологов и промышленников.

Какие основные риски и проблемы несет в себе проект Закона №11355, фактически только со второй попытки принятый депутатами, разбиралась ЭкоПолитика.

Мы тщательно собрали и проанализировали мнения специалистов, обнародованные в соцсетях, а также лично пообщались с некоторыми из них. В результате имеем 3 критических предупреждения относительно закона об экомодернизации украинских предприятий:

1. Нереальные сроки, предусмотренные документом на экомодернизацию предприятий

Напомним, что законопроект о промышленном загрязнении предусматривает 7 лет для внедрения наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ) на существующих предприятиях, а также срок в 10 лет для вывода устаревших установок из эксплуатации.

Еще в конце мая Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) обратилась к украинским народным избранникам с просьбой отсрочить имплементацию европейского природоохранного законодательства в сфере промышленного загрязнения.

В ЕБА предлагали отменить временные ограничения в 7 лет для внедрения НДТМ на существующих предприятиях, а также увеличить возможный конечный срок для вывода установок из эксплуатации до 15 лет.

Они аргументировали свою позицию тем, что при установлении сроков перехода на новые экологические стандарты необходимо учитывать как финансовую способность бизнеса модернизировать производство во время войны без финансовой помощи от государства и ЕС, так и необходимость решения социально-экономических проблем, которые могут возникнуть при остановке градообразующих предприятий.

Генеральный директор "Центра Экологии и Развития Новых технологий" Владислав Антипов уместно напоминает:

“Даже в стабильной и богатой Европе переход на НДТМ осуществлялся более 20 лет. В некоторых странах он еще не завершился. Поэтому для определенных украинских предприятий срок в 7 лет не выглядит реалистичным по состоянию на сейчас”.

Председатель Совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник вообще назвал законопроект №11355 "бомбой замедленного действия под украинскими заводами". Он подчеркнул, что этот закон мог быть "на 100% поддержан бизнесом и местными общинами, если бы не одно существенное НО – для экологической модернизации украинской промышленности нардепы предусмотрели гораздо меньше времени, чем есть даже в ЕС".

“Речь идет прежде всего о части 5 статьи 29 нового закона. Она дает так называемое "разрешение смерти" – позволяет работать на установке без необходимости ее модернизации сроком до 10 лет, но с обязательством эту установку потом просто закрыть”, – уточнил Дмитрий Олейник.

Эксперт предупредил, что "целые отрасли украинской экономики, которые через 10 лет не смогут построить с нуля новое производство, которое будет соответствовать нормам ЕС, должны будут закрыться".

"Еще раз: в условиях войны, абсолютной неопределенности и отсутствия какого-либо финансирования, бизнесу предлагают взять обязательства за 10 лет полностью перестроить агрегаты. Или – закрыть”, – возмутился глава Совета ФРУ.

2. Безумное экономическое давление на предприятия

Одним из главных замечаний экспертов, как уже видно из предыдущих комментариев, является то, что отечественные предприятия будут обязаны провести значительное количество подготовительных действий и инвестиций для получения интегрированного разрешения до октября 2028 года. Такая необходимость может стать серьезным бременем для бизнеса, особенно в условиях войны, когда финансовые ресурсы ограничены, а экономическая стабильность под вопросом. По мнению экспертов, такое требование может привести к закрытию части предприятий и коллапсу в разрешительной системе.

Так, Дмитрий Олейник уверен, что кроме лозунгов и рамочных норм, законопроект вообще не имеет никакой конкретики.

"Неясно, где, на каких условиях и когда украинский бизнес сможет получить доступ к финансированию – например, в форме кредитования, государственной поддержки или грантов, необходимых для строительства новых современных мощностей", – говорит он.

ЭкоПолитика поинтересовалась у специалистов Минприроды, какие размышления уже есть о возможных значительных затратах на внедрение наилучших доступных технологий и методов управления украинскими предприятиями. В ведомстве отметили, что "законопроектом предусмотрены длительные периоды до вступления в силу новых правил, которые позволят многим предприятиям внедрить новые технологии в рамках обычных циклов модернизации своего технического оборудования".

В министерстве также рассказали о предусмотренной законопроектом возможности предоставления льготы при ввозе в Украину нового оборудования, оборудования, комплектующих к ним и материалов, не производимых в Украине, согласно требованиям налогового и таможенного законодательства, для внедрения операторами установок НДТМ.

Также в Минприроды пообещали в дальнейшем разработать концепцию государственной целевой программы поддержки предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии и методы управления, а также продолжить работу над поиском возможностей для привлечения других ресурсов, чтобы сделать новые технологии доступными.

В то же время Ольга Семкив, директор проекта по устойчивому развитию ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог", в комментарии для ЭкоПолитики отметила, что одним из основных рисков при проведении реформы промышленного загрязнения являются финансовые ограничения, в частности, потребность в значительных объемах капитальных инвестиций в течение достаточно короткого периода времени.

С ней соглашается Владислав Антипов:

"Также большим вопросом остается финансирование масштабных экологических проектов, которые нужно реализовать для перехода на НДТМ. Сейчас многие украинские отрасли работают либо на грани рентабельности, либо даже "в минус". У предприятий нет собственных средств для таких масштабных инвестиций, а привлечь иностранное финансирование для завода, над которым ежедневно летают ракеты, просто невозможно”.

Эксперт отметил, что только для горно-металлургического комплекса переход на НДТМ оценивается от $5 до $10 млрд.

3. Несоответствие реалиям военного положения

Специалисты констатируют, что законопроект абсолютно не учитывает возможные сроки прекращения военного положения в Украине, что ставит под угрозу выполнение его норм в установленные сроки. Они предлагают отсрочить вступление в силу закона до момента завершения военного положения, поскольку никто не может предусмотреть, когда это произойдет.

Президент Ассоциации профессионалов окружающей среды Людмила Цыганок от имени всех специалистов PAEW выразила обеспокоенность тем, что в текст законопроекта №11355 включили четкие дедлайны без учета поправок на окончание войны.

"Возможно, у нас народные депутаты знают, когда закончится война, но это довольно странно выглядит. То есть, мы закрываем глаза на всю ситуацию, которая есть вокруг, и выглядит это достаточно оторванно от реальности”, – сказала она.

Ольга Семкив отметила, что постоянные обстрелы инфраструктуры и промышленных предприятий также представляют серьезную угрозу для проведения экомодернизации предприятий и реализации положений нового закона о промышленном загрязнении.

"Ведь для стратегического планирования, являющегося обязательным элементом разработки обосновывающих документов для получения интегрированного разрешения, отсутствие возможности планировать на долгосрочный период может играть критическую роль при внедрении положений Закона", – уверена она.

Дмитрий Олейник констатировал: "Неясно также, как вести это строительство – во время военных действий, отключений электроэнергии и ее безумной стоимости, а также ежедневных "прилетов" на производственные площадки".

Мы привели только 3 главных предупреждения относительно внедрения нового евроинтеграционного законопроекта №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", которые мы услышали от всех специалистов, с которыми общались. Но есть еще ряд факторов риска, которые могут оказать очень ощутимое влияние на проведение реформы промзагрязнения в Украине. О них ЭкоПолитика расскажет в следующем материале чуть позже.

Напомним, 16 июля Верховная Рада приняла проект Закона №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". "За" проголосовало 256 народных избранников.

Читайте также
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению

У стран Евросоюза есть 22 месяца на имплементацию новых норм и подходов

НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности
НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности

Переход предприятий Евросоюза на новые экологичные рельсы продолжается уже не первый десяток лет

Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали

Его внедрение предусмотрено евроинтеграционными обязательствами Украины

Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации