Как не похоронить реформу промзагрязнения еще на старте: интервью с президентом PAEW facebook.com/myla.tsyganok

Как не похоронить реформу промзагрязнения еще на старте: интервью с президентом PAEW

Анна Великая

ЭкоПолитика пообщалась с президентом Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) Людмилой Цыганок относительно рисков реализации положений, заложенных законодателями в законопроект №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", принятого Верховной Радой во втором чтении.

Насколько реально, что проголосованный 16 июля закон Украины о промзагрязнении заработает, а не останется хорошими намерениями на бумаге?

Украине нужны реальные реформы европейского или мирового уровня – результаты экомодернизации, а не евроинтеграционные мифы. Если мы действительно в имплементации Директивы 2010/75/ЕС видим возможность модернизировать наше производство, а Украине стать богаче, людям стать здоровее, то здесь нужны реальные механизмы. Следует спуститься на землю и убрать все несовершенства этого принятого закона, наработать подзаконные нормативно-правовые акты, инструменты финансирования. Чтобы не звучали в инфопространстве эти восторженные комментарии реформаторов, которые отвечают за эту реформу, но не хотят признать, что никакие их реформы не состоялись без ответственности за последствия.

Во избежание манипуляций хочу сразу подчеркнуть, что без модернизации Украина будет бедной, а украинцы – больными. Поэтому, представляя Ассоциацию профессионалов окружающей среды, я призываю государственников услышать о рисках, на которых я акцентирую внимание, и попытаться их избежать. Поскольку это их прямая задача – отвечать за результаты реформ.

Среди причин, уже на этом этапе создающих риски реализации реформы сферы промышленного загрязнения в Украине, могу назвать следующие:

1. Все реформы сферы окружающей среды, включая эту, сегодня творят люди, которые не причастны к производству. Потому, к сожалению, они не способны прогнозировать долгосрочное влияние.

Было бы хорошо, чтобы все реформы обсуждались, был реальный диалог с игроками разных сфер и отраслей. Иначе принятый закон будет выглядеть красивой оберткой для международников и то недолго, но его влияние на экономику будет катастрофическим. А окружающая среда никак от этого не выиграет – видим это по результатам реформы сферы управления отходами.

2. Отсутствие производства оборудования для модернизации производственных процессов на существующих предприятиях.

Модернизация предполагает на первом этапе разработку ТЭО, РП, всей проектной документации, которая действительно стоит миллионы, а по сути это только бумажки. Добавьте к этому необходимое для ее подготовки время.

Кроме того, в Украине нет собственного производства оборудования. Мы действительно все импортируем, в большинстве случаев это индивидуальный заказ с производителями этого оборудования, а это также чертежи, средства и время. Чтобы двигаться синхронно со всем цивилизованным миром, но реально двигаться, а не имитировать, важно провести первичную аналитику.

Готово ли государство поддерживать проведение этой реформы?

Учитывая реалии реализации положений закона Украины №1555-VII "О государственной помощи субъектам хозяйствования", предусмотренная обязанность государства по определению механизмов помощи на внедрение НДТМ функционировать не будет. И никакая реальная помощь, кроме, возможно, системы льготного кредитования, предоставлена не будет.

Если мы посмотрим на украинскую промышленность, то увидим, что производственная база и технологии в большинстве своем остались со времен СССР. По оценкам, стоимость внедрения НДТМ даже для средних компаний будет достигать сотен миллионов, а то и миллиардов гривен. Поэтому, по мнению специалистов Ассоциации профессионалов окружающей среды, предложенная обязанность внедрить НДТМ для промышленности Украины в течение 7-12 лет без внешнего грантового финансирования является экономически и технически невыполнимой и будет иметь разрушительные последствия для экономики страны, особенно с учетом военного положения и последствий войны.

Обязательства по поводу таможенных послаблений – на самом деле все сегодня понимают, что это только слова. Вспомним, как в октябре 2022 года был первый блекаут. А когда сняли пошлину с генераторов? С 27 июля этого года только внесли изменения по освобождению от ввозной пошлины оборудования для энергосетей.

И если 2 года в состоянии войны требовалось на оборудование, которое важно для выживания, и только сейчас что-то осуществляется, то для модернизации эти годы пролетят очень быстро.

Есть ли в законе №11355 коррупционные риски?

Во-первых, предоставление предприятиям отступа будет предметом торга, создаст дополнительные коррупционные риски. Поэтому так об этих отступлениях много говорят инициаторы реформы, поэтому так об этих отступлениях кричат ​​разнообразные общественные активисты, лояльные к действующей власти. Я считаю, что минимизировать все риски коррупционных схем нужно уже на этом этапе, иначе не будет никакой реформы.

Во-вторых, утверждение по поводу положительных последствий закона для бизнеса путем уменьшения количества документов разрешительного характера и выдачи единого интегрированного разрешения через прозрачную, эффективную цифровую процедуру не соответствует вообще действительности ввиду следующего:

  1. Законом предусмотрена необходимость операторов установок, на которых проводится один или более видов деятельности, подпадающий под сферу регулирования этого закона, в течение 3 лет после вступления его в силу, следовательно, до августа 2028 года подготовить необходимые материалы и подать заявки в Минприроды для выдачи нового разрешения, получить его в течение августа 2029 года, тогда как действующие разрешения на выбросы загрязняющих веществ, на спецводопользование, на обработку отходов многих субъектов хозяйствования должны были действовать и после 2029 г., что приведет к необходимости досрочного получения документов разрешительного характера, то есть это очередное проявление зарегулированности – разрешения ради разрешений.
  2. Необходимость учета в составе интегрированного разрешения всех связанных видов деятельности, регулируемых на установке, приведет к необходимости учета всех вспомогательных мелких источников выбросов, образования отходов, как следствие, также их регулирования по НДТМ, что опять же необоснованно увеличит нагрузку на бизнес после войны.
  3. Обязанность по получению интегрированного разрешения в течение 4 лет после вступления в силу закона, при норме, по которой введение в действие НДТМ состоится не ранее, чем через 4 года после прекращения или отмены военного положения, приведет к необходимости почти сразу, то есть через 1-3 года после получения интегрированного разрешения, проходить процедуру внесения в него изменений.

Представьте себе этот короткий промежуток времени в разрезе того, что в ЕС на внедрение НДТМ было необходимо до 30 лет. Некоторые страны до сих пор не до конца завершили процесс модернизации производства, а в Украине сейчас промышленность в условиях военного положения вынуждена постоянно заниматься получением разрешений. При этом всём чиновники рассказывают, что эти изменения положительно отразятся и на промышленности, и на окружающей среде.

Если стоит задача закрыть все производства в Украине, то, вероятно, окружающая среда от этого выиграет. Но разве это об устойчивом развитии? Очень сомнительно.

Поэтому, если стоит цель разрушить всю экономику, мы уверены, что эта цель будет достигнута. Выиграет ли окружающая среда в Украине от таких результатов? Вполне вероятно. Помним, как во время пандемии коронавируса природа стала очищаться – природе вообще было бы хорошо без человека. Но такого ли развития для нашей страны мы хотим? Это вопрос риторический.

В то время, когда часть граждан Украины отдает за нее самое дорогое – жизнь, здоровье в борьбе за независимость, такие действия законотворцев не очень похожи на имплементацию Директивы, на реализацию которой в условиях мирного времени, в условиях реальных финансовых механизмов ушло более 30 лет. Мы же говорим, что мы это сделаем за 7 лет. Тогда возникает вопрос, готова ли Украина в образе таких "реформаторов" и чиновников нести ответственность за свои обещания.

Читайте также
Минприроды обнародовало Концепцию поддержки предприятий, внедряющих НДТМ
Минприроды обнародовало Концепцию поддержки предприятий, внедряющих НДТМ

Ее разработка предусмотрена в заключительных положениях Закона Украины "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения"

Минприроды опубликовало новые НДТМ для предприятий черной металлургии
Минприроды опубликовало новые НДТМ для предприятий черной металлургии

Над документом совместно работали представители власти, бизнеса, ученые и эксперты

Что такое НДТМ и когда их внедрят в Украине
Что такое НДТМ и когда их внедрят в Украине

Необходимость в ближайшей перспективе обеспечить соблюдение новых экологических требований вызывает у отечественных стейкхолдеров очень много вопросов

В Минприроды назвали 6 шагов по внедрению НДТМ в Украине
В Минприроды назвали 6 шагов по внедрению НДТМ в Украине

Также в ведомстве обозначили основные временные рамки по запланированной экомодернизации отечественных предприятий