Исследование WWF-Украина по поводу правонарушений против дикой природы в 2015-2020 годах показало пробелы в национальном законодательстве и другие препятствия для эффективной борьбы с экопреступлениями.
Среди прочего авторы выявили некорректную подготовку досудебных материалов, что уменьшает вероятность привлечения к ответственности и судебного преследования, говорится в пресс-релизе исследования.
Для анализа экоактивисты использовали данные из официальных и общедоступных источников, публичные информационные запросы, анкеты, общение с правоохранительными органами и экспертами по природоохране. Они изучили более 400 уголовных и административных дел.
В материале отметили, что для борьбы с экопреступлениями необходимо увеличение возможности правоохранительных органов (полиции, следователей, специализированных органов и т.п.), работающих на местах, и существенное изменение национального законодательства.
Основные выводы и рекомендации отчета:
- законодательство требует изменений;
Экоактивисты порекомендовали должным образом имплементировать Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения CITES в национальном законодательстве. Конвенция вступила в силу для Украины в 2000 году, но до сих пор нет соответствующих поддерживающих законов, процедур, госучреждений.
По их мнению, также необходимо криминализировать торговлю видами из приложений CITES и Красной книги Украины, включив их в статью 201 "Контрабанда" Уголовного кодекса Украины и внести соответствующие изменения в КоАП Украины, чтобы продлить сроки наложения административного взыскания за правонарушения против дикой природы до минимума 6-12 месяцев.
Кроме того, авторы советуют включить Директиву 2008/99/ЕС об экологических преступлениях в список законодательных актов ЕС в рамках Соглашения о вступлении Украина-ЕС.
- необходимо организовать сбор, анализ и систематизацию базы данных правонарушений по дикой природе в единую базу, используя согласованную методологию;
Авторы объяснили, что в настоящее время такая база отсутствует, а вся доступная информация неполна и фрагментирована между несколькими государственными органами.
- отсутствуют специальные подразделения полиции, а также соответствующая специализация у судей и органов досудебного расследования относительно правонарушений против дикой природы;
- сроки наказания и суммы штрафов для нарушителей недостаточны. Большинство правонарушений по дикой природе квалифицируют как административные дела.
"Актуальными вопросами на сегодняшний день остаются разработка и совершенствование национального природоохранного законодательства и принятие на национальном уровне стратегического плана противодействия правонарушениям в отношении животного мира", – говорится в исследовании.
Авторы также призвали создать в Украине учреждения для хранения собранных доказательств (изъятых видов флоры и фауны) и центры реабилитации диких животных. Ведь это позволит правоохранительным органам забирать животных для передержки во время расследования. До полномасштабной войны в Украине было только 5-6 почти переполненных приютов для медведей, но для львов, дельфинов, волков и других диких животных не было вообще. Также необходимо создать базу действующих организаций и центров реабилитации для диких животных.
Экоактивисты подчеркнули, что в 2022-2023 годах в Украине будет проходить обучение для работников правоохранительных органов (судов, прокуратуры, полиции, государственной таможенной службы, экоинспекции) по преступлениям против окружающей среды в рамках проекта SWIPE.
Как сообщала ЭкоПолитика раньше, Верховная Рада одобрила поданный президентом Украины Владимиром Зеленским законопроект №0167 "О ратификацию Соглашения между Украиной и ЕС об участии Украины в Программе ЕС LIFE – Программе действий по окружающей среде и климату". Ратификация Соглашения открыла перед страной источники финансирования, которые раньше были недоступны.