Химическая безопасность на паузе: эксперт рассказала о реальном положении дел с внедрением европейских регламентов

Химическая безопасность на паузе: эксперт рассказала о реальном положении дел с внедрением европейских регламентов facebook.com/olena.kosik.466090
Анна Великая

После принятия рамочного закона государство не предоставило бизнесу никаких практических разъяснений относительно его реализации

5 декабря Кабинет Министров Украины внес изменения в два ключевых документа в сфере химической безопасности UA-CLP и UA-REACH – украинские аналоги регламентов ЕС. Нововведения переносят сроки применения новых европейских требований. По словам чиновников, это предоставило дополнительное время органам власти для согласования украинских процедур с европейскими требованиями, а также бизнесу, чтобы он успел адаптироваться к новым правилам в условиях военного положения и ограниченных ресурсов.

О настоящих причинах отсрочки требований и степени готовности Украины к их полноценному внедрению ЭкоПолитика поговорила с юристом, основательницей юридической компании Koshyk & Partners Law Firm, специализирующейся на юридическом сопровождении химического бизнеса, экспертом Professional Association of Environmentalists of the World (PAEW) по агрохимии и химической продукции Еленой Кошик.

— Обеспечило ли государство бизнес четкой и детальной информацией относительно практических аспектов внедрения регламентов REACH и CLP в Украине?

— Краткий ответ: нет.

Украинские регламенты REACH и CLP, безусловно, вызвали значительный информационный резонанс на рынке химической продукции, однако часто опасаются именно того, чего не знают. Здесь возникает ключевая проблема – полное отсутствие эффективной коммуникации между государством и бизнесом.

Закон "Об обеспечении химической безопасности и управлении химической продукцией" был принят еще в 2022 году. Это рамочный документ, который инициировал масштабную реформу. Реформа сложная, многоэтапная и затратная – как для государства, так и для бизнеса. Однако на протяжении почти 4 лет после принятия закона государство фактически не предоставило никаких практических разъяснений. Переходный период истекает, правительство анонсирует возобновление проверок, а качественной информации – нет.

Что имеем на практике? Более 2 тысяч страниц регламентов. Их должны изучить профильные специалисты, которых бизнесу еще нужно найти. Если у крупных производителей в штате есть химики, технологи или экологи, то значительная часть импортеров не имеет даже юристов.

В таких условиях на рынке стремительно появляются псевдоэксперты, которые предлагают адаптацию к REACH за значительные средства, но по сути ограничиваются только переводом паспортов безопасности, что не соответствует требованиям. Проверить качество услуг невозможно, потому что государство не определило даже базовых критериев.

С 2022 года наша юридическая компания направила десятки официальных обращений в различные органы власти с просьбой предоставить разъяснения по существующим юридическим противоречиям и пробелам. В ответ – преимущественно формальные отписки. Одновременно реформу существенно замедляла постоянная реорганизация ведомств: специалисты просто не успевали вникнуть в предмет, как снова менялась структура.

Профильные ассоциации неоднократно подчеркивали, что бизнес физически не успевает адаптироваться к требованиям. Но, откровенно говоря, не успевало и государство, ведь кроме закона и регламентов не разработаны никакие подзаконные механизмы.

На сегодняшний день существует только шаблон заявления на предварительную регистрацию и форма уведомления о классификации опасности. Это все. Поэтому возникает риторический вопрос: неужели выполнение европейских обязательств в сфере химической безопасности – это лишь написание закона без создания механизмов для его реализации?

— Являются ли достаточными сроки отсрочки, принятые правительством?

— Краткий ответ: нет. Реальный бизнес отмечает, что необходимо 7–10 лет.

5 декабря правительство утвердило изменения в два ключевых документа в сфере химической безопасности. Официально целью указано согласование украинских процедур с европейскими требованиями и предоставление бизнесу возможности адаптироваться. Однако на самом деле причиной стала задержка государства в выполнении своих же обязательств.

Что именно изменено?

  1. Продукцию, которая находилась на рынке до вступления в силу регламента CLP, разрешено предоставлять на рынок еще в течение года.
  1. Требования CLP откладываются до:
  • 15 ноября 2027 года – для веществ;
  • 1 мая 2028 года – для смесей.
  1. Требования REACH внедряются поэтапно:
  • до 1 октября 2029 года – свыше 1000 т/год;
  • до 1 июня 2031 года – 100–1000 т/год;
  • до 1 марта 2033 года – 1–100 т/год.
  1. Предварительная государственная регистрация – вопрос открытый. Официально заявлено, что ее срок продлен еще на год. Однако изменения в пункт 142 самого регламента не внесены. В проекте постановления такая норма была, но в окончательную редакцию не вошла. Таким образом, формально предварительная регистрация должна завершиться 26 января 2026 года, хотя политическая логика решения может указывать и на 2027 год. Из-за такой правовой неопределенности необходимо обратиться за официальным разъяснением, чем мы сейчас и занимаемся.

Наша юридическая компания сопровождает бизнес в процессе адаптации к новым требованиям в сфере химической безопасности. Одним из самых сложных аспектов является получение необходимой документации от зарубежных производителей, которые часто не хотят раскрывать полный состав веществ, ссылаясь на коммерческую тайну.

Кроме того, важно учитывать адаптацию внутренних политик предприятия, которая охватывает широкий спектр процедур.

  1. Внутренние процессы и политики предприятия:
  • управление химическими веществами (REACH-комплаенс);
  • ведение и актуализация паспортов безопасности (SDS);
  • идентификация и учет химических веществ;
  • коммуникация с поставщиками и клиентами по составу, опасностям и ограничениям;
  • обновление информации по Candidate List, ограничениям и классификациям;
  • разработка инструкций по безопасному обращению и охране труда;
  • ведение журналов SDS;
  • формирование реестра веществ из Candidate List;
  • подготовка форм ответов о наличии SVHC в изделиях.
  1. Договоры и внешние документы:
  • включение в договоры положений о соответствии требованиям REACH, предоставлении SDS и обмене информацией;
  • формулирование обязательств клиентов и дистрибьюторов по надлежащему использованию веществ;
  • определение закупочных требований к поставщикам и адаптация тендерной документации.

Является ли предоставленное государством время достаточным? Вопрос не во времени как таковом, а в том, когда государство предоставит бизнесу дорожную карту реформы.

Украинский бизнес работает в условиях военной агрессии: обстрелы, разрушения имущества, нехватка персонала. В таких условиях внедрять сложную химическую реформу без инструкций и официальных материалов – практически невыполнимая задача.

В настоящее время:

  • нет официальных разъяснений;
  • не утверждены процедуры регистрации;
  • не определены перечни веществ;
  • нет технических гидов;
  • не функционирует Информационная система химической безопасности, которую предусматривает закон.

Надеюсь, что Министерство ускорит работу и обеспечит создание этой системы – инструмента для сбора, анализа, хранения и обмена данными о химических веществах, их опасности и обращении. Это станет ключом к прозрачности, повышению осведомленности и ответственному обращению с химикатами в полном соответствии с европейскими стандартами.

Читайте также
Внедрение регламентов REACH и CLP в Украине: какие изменения ожидают бизнес и почему реформа буксует уже четвертый год
Внедрение регламентов REACH и CLP в Украине: какие изменения ожидают бизнес и почему реформа буксует уже четвертый год

Вместо ожидаемого прогресса страна столкнулась с затяжной бюрократической паузой

Правительство Украины отложило внедрение новых регламентов химической безопасности
Правительство Украины отложило внедрение новых регламентов химической безопасности

Таким образом государство стремится дать бизнесу больше времени для подготовки к переходу на европейские стандарты

Риски при введении еврорегламентов REACH и CLP в Украине: чего ждать бизнесу
Риски при введении еврорегламентов REACH и CLP в Украине: чего ждать бизнесу

Новые правила предусматривают масштабные изменения для производителей и импортеров