Європейская комиссия предложила комплекс изменений к механизму углеродной корректировки импорта (CBAM). Они направлены на закрытие лазеек, предотвращение обхода правил и повышение эффективности инструмента.
Подробности о нововведениях и дополнительные нормативные документы, которые их закрепляют, опубликованы на сайте главного исполнительного органа ЕС.
Чиновники отметили, что при подготовке предложений они учитывали обратную связь от промышленности и государств – членов ЕС. Отдельные детали также раскрыл еврокомиссар по вопросам климата, чистого роста и нулевого выброса парниковых газов Вопке Хукстра.
Основные новшества по CBAM
1. Расширение механизма на downstream-продукцию с 2028 года
С 1 января 2028 года сфера действия CBAM будет расширена на продукцию на основе стали и алюминия по нисходящей цепочке (downstream). Речь идет примерно о 180 видах товаров с высоким содержанием стали и алюминия, в том числе о машинах и механизмах, промышленном оборудовании и бытовой технике (например, стиральные машины, кухонное и садовое оборудование).
Цель: предотвратить утечку углерода по нисходящей цепочке, когда производство готовой продукции переносится за пределы ЕС или замещается более углеродоемким импортом из-за роста стоимости стали и алюминия в ЕС.
По данным анализа, 94% охваченных товаров – это промышленная продукция цепочек поставок с высокой долей стали и алюминия (в среднем 79%), которая используется в тяжелом машиностроении и специализированном оборудовании. 6% – товары бытового назначения.
По оценкам Еврокомиссии, расширение охвата увеличит доходы CBAM на 23% и может принести до €500 млн к 2030 году.
2. Усиление мер по предотвращению обхода
Учитывая опыт переходного периода, европейские чиновники усиливают механизмы борьбы с обходом CBAM:
-
вводятся усиленные требования к отчетности и отслеживаемости CBAM-товаров;
-
Еврокомиссия получает полномочия реагировать на подтвержденные случаи злоупотреблений и мошенничества, требовать дополнительные доказательства, если фактические значения ненадежны;
-
в расчеты CBAM включен лом алюминия и стали, не бывший в употреблении, чтобы обеспечить справедливое ценообразование и стимулировать использование вторичного сырья, а также способствовать использованию лома для сокращения выбросов в энергоемкой продукции.
3. Упрощение и гибкость для международных партнеров
С учетом замечаний "надежных торговых партнеров" ЕС вводится концепция эквивалентности углеродного налогообложения и механизм зачета уплаченных углеродных цен. Также предусмотрена возможность согласованных мер по упрощению торговли, в частности:
-
взаимное признание надежных аккредитационных органов;
-
новые инструменты подтверждения эквивалентности углеродных цен.
4. Упрощение правил для импорта электроэнергии
-
выбросы будут рассчитываться на основе среднего значения углеродной интенсивности энергосистемы, а не маржинального производства, чтобы стимулировать дальнейшую декарбонизацию;
-
предусмотрены технические корректировки CBAM для облегчения рыночной интеграции с готовыми к этому странами.
5. Временный фонд декарбонизации
Еврокомиссия запускает временный Decarbonisation Fund для поддержки производителей ЕС в секторах CBAM, которые остаются уязвимыми к утечке углерода на экспортных рынках. Он будет компенсировать часть углеродных затрат EU ETS на товары из данных секторов. Размер этой поддержки будет зависеть от демонстрируемых производителем усилий по декарбонизации.
Фонд будет наполняться из следующих источников:
-
25% – доходы от продажи CBAM-сертификатов в 2026 и 2027 годах;
-
75% – собственный ресурс ЕС.
На днях ЭкоПолитика сообщала, что ЕС планирует расширить сферу применения CBAM.