Эксперты просят правительство упростить управление отходами бурения нефти

Эксперты просят правительство упростить управление отходами бурения нефти shutterstock
Мария Семёнова

Регуляторная коллизия фактически замедляет наращивание собственной нефтедобычи в Украине в условиях тотальных энергетических проблем

Украинская нефтедобывающая отрасль оказалась в законодательной ловушке, которая блокирует развитие энергетики. Якобы для усиления экологической безопасности добытчики должны проходить ОВОС и получать разрешение на обработку отходов для работ, не связанных с вредными веществами. Более того, бурение скважины всегда заканчивается рекультивацией территории и возвращением ее владельцу.

С призывом устранить этот правовой конфликт Ассоциация профессионалов окружающей среды PAEW обратилась к украинскому правительству.

"Отходы бурения и шламовые амбары фактически подвели под разрешительную процедуру, которая длится дольше самого процесса и в реальной рабочей конфигурации часто просто невыполнима: разрешение требует ОВОС и пакет данных, которых на старте нет ни у недропользователя, ни у подрядчика. В результате система не создает управляемости она создает паузу, теневые решения и регуляторный риск там, где стране нужны скорость, предсказуемость и энергетическая устойчивость",отмечает президент Ассоциации Людмила Цыганок.

Правовая лазейка, блокирующая целую отрасль

Основы по уменьшению объемов отходов и предотвращению их образования регулирует Закон Украины №2320-IX "Об управлении отходами". Именно он определяет правила обращения с отходами добывающей промышленности до появления специализированного профильного закона. Речь идет об отходах, образующихся вследствие разведки, добычи, обработки и хранения полезных ископаемых.

Законопроект об управлении отходами добывающей промышленности №12180 так и не был принят – сессия парламента провалила голосование в июне 2025 года. Поэтому для горнодобывающих предприятий закон №2320-IX остается основным.

В 2023 году Кабмин во исполнение статьи 42 этого закона принял постановление №1328. Оно установило Порядок выдачи, отказа в выдаче, прекращения действия разрешения на проведение операций по обработке отходов. Этот порядок не распространяется на установки, работающие на основании комплексного экологического разрешения (КЭР).

Однако отходы от бурения нефтегазовых скважин слишком малы, чтобы подпадать под действие Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения". Поэтому они остаются в сфере действия постановления №1328, в которое 10 декабря были внесены изменения правительственным постановлением №1626.

В результате, для управления отходами бурения предприятиям нефтегазовой отрасли необходимо получать разрешение на операции по обработке отходов.

Бессмысленная трата времени

Бурение скважины – процесс довольно краткосрочный. В зависимости от технических особенностей проекта работы могут продолжаться до одного года. Предприятие возвращает земли владельцу менее чем за год при завершении бурения в теплый период года и менее чем за два года – при завершении работ зимой.

Перед этим недропользователь рекультивирует территорию, занятую шламовыми амбарами. Обычно это площадь до 3 га. Непосредственно участок добычи нефти сокращается до 0,5 га.

Рекультивированные земли далее используются прежним владельцем без изменения целевого назначения, чаще всего – для сельского хозяйства.

Если же бизнесу необходимо получить ОВД, работы затягиваются. Сама процедура фактически занимает до 200 дней, а иногда и дольше, чем сам процесс бурения. А получение разрешения на операции с отходами отодвигает начало работ еще на 30 дней.

Процедуры не учитывают технологию

Заявитель для получения разрешения должен предоставить данные, которыми фактически не располагает. Например, он обязан подать сведения об оборудовании, которое будет использоваться для бурения, вплоть до техпаспортов.

Однако есть нюанс – скважину обычно бурит подрядная организация. Заказчик на этапе планирования работ не знает, какую технику будет использовать подрядчик.

В свою очередь, подрядчик не имеет права на получение разрешения. Он не является землепользователем, не осуществляет рекультивацию территории под шламовыми амбарами и в целом не считается субъектом хозяйствования в разрезе норм закона "Об оценке воздействия на окружающую среду".

"Несмотря на увеличение количества пробуренных скважин за 2025 – начало 2026 года как субъектами Группы Нафтогаз, так и частными компаниями, в реестре Разрешений на осуществление операций с обработкой отходов отсутствуют разрешения на осуществление операций по управлению отходами бурения в шламовых амбарах. Это дополнительно свидетельствует о неадекватности регулирования данного вопроса, особенно в условиях войны и тотального уничтожения газодобычи", – пишут в PAEW.

В качестве решения в организации предлагают дополнить Порядок, определенный постановлением Кабмина №1328, после слов "кроме установок, которые эксплуатируются на основании интегрированного экологического разрешения" словами "и отходов добывающей промышленности".

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что по похожему вопросу к властям обратилась Европейская Бизнес Ассоциация.

Читайте также
Европейские нефтеперерабатывающие заводы делают ставку на "зеленые" технологии
Европейские нефтеперерабатывающие заводы делают ставку на "зеленые" технологии

Экологически чистые виды топлива становятся мировым трендом

В Великобритании заблокировали проект крупного нефтяного месторождения из-за экологических стандартов
В Великобритании заблокировали проект крупного нефтяного месторождения из-за экологических стандартов

Общие запасы месторождения составляют около 33 млн тонн нефти и 27 млрд кубометров газа

Нефтегазовый гигант BP отказывается от амбициозной зеленой стратегии
Нефтегазовый гигант BP отказывается от амбициозной зеленой стратегии

Этот шаг руководство компании назвало "перезагрузкой"