Открытые экологические данные – это залог нашей здоровой и безопасной жизни. Их закрытие приведет к непоправимому вреду и нашему здоровью, и окружающей среде в целом.
Сейчас, фактически прикрываясь безопасной повесткой дня военного положения, органы власти закрывают доступ к критически важным данным для общественности, что ограничивает возможности нашего участия в принятии решений, которые влияют непосредственно на каждого из нас, а также критически важны для вопроса гражданской безопасности, говорится в пресс-релизе общественной организации Save Dnipro.
Почему экологические данные не могут быть закрыты?
Право свободного доступа к экологической информации гарантируется Конституцией Украины и обязательствами Оргугской конвенции, ратифицированной Украиной. Также оно обеспечивается Законами Украины "Об охране окружающей среды", "Об информации", "О доступе к публичной информации". Принятие Постановления КМУ № 835 способствовало улучшению доступа к экологическим данным, владельцами которых являются разные органы власти, поскольку треть от общей части указанных этим постановлением касающихся окружающей среды наборов начали публиковать на Едином государственном вебпортале открытых данных.
Экологические данные в формате open data обеспечивали развитие различных цифровых продуктов, включая негосударственный сектор, что обеспечивало граждан удобными инструментами доступа и участия. Таким продуктом является и SaveEcoBot, который имеет почти полмиллиона украинских пользователей и предоставляет агрегированную и упорядоченную информацию о загрязнении окружающей среды и факторах, влияющих на это.
Еще в 2019 году команда отвоевала внесение изменений в постановление КМУ №835, где внесла целый ряд переченей необходимых экологических данных, которые впоследствии успешно приняли.
Итак, до начала полномасштабного вторжения каждый гражданин имел доступ к широкому набору данных, например:
- список разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками объектов 1, 2 и 3 групп с указанием номера и срока действия;
- перечень лицензиатов на производство хозяйственной деятельности по производству особо опасных химических веществ;
- перечень лицензиатов на осуществление хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами;
- перечень деклараций об отходах, подаваемых субъектами хозяйствования;
- перечень разрешений на специальное водопользование;
- информация о поступлении экологического налога по отдельным налогоплательщикам;
- информация о результатах осуществления государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды и т.д.
Что происходит сейчас?
После начала полномасштабного вторжения в рамках мероприятий безопасности органы государственного управления начали ограничивать свободный доступ к различным наборам данных. Наблюдалась тревожная тенденция к ограничению прав и свобод граждан, не прописанных в ограничениях и запретах военного положения.
Мы проанализировали вопросы открытых "экоданных" и ситуацию по перспективам изменения в 835 Постановлении, которое обеспечивает размещение соответствующих наборов на госпортале. Как результат — согласно Сообщение о проведении публичного общественного обсуждения проекта постановления Кабинета Министров Украины "О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 21 октября 2015 г. № 835 и от 30 ноября 2016 г. № 867" подготовили обращение о сохранении "экоданных", защищенных рядом международных и украинских норм права, в этом постановлении КМУ.
Экологические и энергетические открытые данные, которые планируется закрыть
Почему это важно?
Украина стремилась войти в тройку мировых лидеров по уровню развития сферы открытых данных с целью построения прозрачного и подотчетного государства для граждан, пользующихся сервисами на основе открытых данных, ведь сильное и активное гражданское общество — гарантия защиты прав, свобод и государственной целостности, сегодня активно демонстрирует Украину и ее народ в условиях военной агрессии со стороны россии.
И сегодня, когда Украина завоевала право кандидатства на членство в ЕС, мы не имеем права откладывать взятый курс на открытость деятельности и прозрачность европейского образца. Расширение перечня открытых экологических данных направлено на усовершенствование и упорядочение решений, приведение в соответствие законодательства Украины к праву Европейского Союза и выполнение Украиной обязательств по Соглашению об Ассоциации в сфере обеспечения доступа к экологической информации.
В этот сложный переходный период не следует забывать о важности непрерывного наблюдения за всеми процессами, где может появиться коррупционная составляющая. Например, перечень разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками объектов 2 и 3 групп с указанием номера и срока действия — это информация, распорядителями которой являются местные госадминистрации, а следовательно, после закрытия доступа к ней любое недобросовестное предприятие сможет не публиковать свои разрешения (или запрет) на выбросы вообще. Доступ общественности к данным — залог прозрачности процесса получения разрешений и выполнения всеми сторонами своих обязательств.
Вывод
Следовательно, открытые экологические данные не противоречат требованиям военного времени, а их открытость является критическим условием, в частности, для возможности восстановления освобожденных территорий и для сохранения безопасной жизни на большей территории страны. А вот закрытие большинства экоданных точно создадут коррупционные риски, которых и так было множество в экологической сфере. Это точно не приблизит нас к членству в ЕС.