273 народных избранника поддержали законопроект №12089, за который требовали не голосовать многочисленные общественные и природоохранные организации и активисты из-за рисков дерибана лесов и прибрежных полос под застройку.
О результатах голосования сообщил народный депутат Ярослав Железняк в Telegram. Обновленный статус этого документа также можно увидеть в его карточке.
Полное название законопроекта следующее: "О внесении изменений в Гражданский кодекс Украины относительно усиления защиты прав добросовестного приобретателя".
Как перед первым, так и перед вторым чтением общественные организации, среди которых Украинская природоохранная группа (УПГ), "Екодія", WWF-Украина, Greenpeace-Украина, "Экология. Право. Человек", „Зеленая сила“ и другие, призвали депутатов не поддерживать документ, а граждан – отправлять обращения к своим избранникам с требованием не голосовать за него. Более 20 ОО подписали совместное заявление по этому поводу.
Ученые-экологи, юристы, журналисты-расследователи также предупреждали о рисках, которые несет в себе документ.
"Если его примут, это не только наплюют на сохранение природы. Это умножат на ноль все то время, которое выделяли на подготовку документов для судов, экспертизы, походы в суды, переписку в течение лет работники лесхозов, ГП "Леса Украины", Гослесагентства, Госэкоинспекции, Госводагентства, Минприроды, прокуратуры. Которые работали, чтобы вернуть государству незаконно украденные леса, реки и заповедные территории", – предупреждал эколог УПГ Петр Тестов.
По его словам, против этого законопроекта выступили в письмах Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов, Министерство финансов и Министерство юстиции Украины.
О чем законопроект №12089
- Государство или громады имеют 10 лет на то, чтобы вернуть себе незаконно выведенную из их собственности землю или недвижимость, которую получил "добросовестный приобретатель". Если этот срок истек, такой возможности уже не будет.
- Если со времени сделки прошло менее 10 лет, и суд признал, что недвижимое имущество или земли были выведены незаконно, тогда государство или громада должны полностью компенсировать "добросовестному приобретателю" стоимость этой земли или недвижимости. В то же время компенсации потерь государству и территориальной громаде не предусмотрены.
- Законопроект якобы делает исключения для земель стратегического значения, объектов критической инфраструктуры, природоохранного фонда и культурного наследия. Но специалисты утверждают, что есть много юридических тонкостей, которые сделают возвращение таких земель или недвижимости в государственную собственность невозможным.
Почему общественность против
В Центре противодействия коррупции (ЦПК) говорят, что законопроект №12089 активно поддерживался бизнесом, однако может привести к фактической легализации земельных схем. Главным риском, по словам специалистов, является то, что законопроект позволяет легализовать любую незаконно выведенную из собственности государства или территориальной громады землю, если прошло 10 лет со времени такого вывода.
В финальной версии законопроекта депутаты и профильный комитет не учли несколько важных нюансов, говорят в ЦПК. Специалисты привели такой перечень:
- Часто незаконно отчуждалась земля, которая не могла быть отчуждена законно (например, пляж на берегу моря или участок леса). "Добросовестный приобретатель", который покупает такой актив, прекрасно понимает, что такая земля не может быть куплена законно.
- "Добросовестные приобретатели" часто являются частью коррупционной схемы. Многочисленные расследования свидетельствуют, что схемы с отчуждением земли изначально строят так, чтобы земля прошла несколько владельцев, прежде чем оказаться в руках конечного бенефициара, который изначально "в теме и в доле". Последний формально и является "добросовестным приобретателем".
- Законопроект не учитывает, что границы земель природоохранного фонда или культурного наследия часто не определены четко и не зафиксированы в Государственном земельном кадастре. В таких случаях государство полностью теряет механизмы возврата этих активов в свою пользу.
- Предложенные в законопроекте формулировки могут усложнить возвращение имущества и земель на временно оккупированных рф территориях Украины. На эту проблему депутатам прямо указало главное юридическое управление Верховной Рады.
Эколог Петр Тестов рассказал, что ни один из бизнесов, который якобы поддерживает законопроект №12089, так и не ответил ни на официальные, ни на публичные обращения от УПГ.
Кто поддержал этот проект Закона
Проект Закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Украины относительно усиления защиты прав добросовестного приобретателя" активно отстаивали представители бизнеса. Так, за его принятие высказалась Федерация работодателей Украины (ФРУ). В ней отметили, что этот законопроект устанавливает срок в 10 лет, что значительно превышает стандартный период исковой давности в 3 года для обжалования неправомерного приобретения прав на собственность. В ФРУ считают, что этот законопроект позволит создать более предсказуемую среду для развития бизнеса и для инвесторов, что является необходимым условием для привлечения инвестиций в Украину.
Работодатели также отметили, что впервые вводится реальная ответственность для органов местного самоуправления и государственной власти за предоставление земельных участков с обязательством их компенсировать рыночную стоимость имущества в случае незаконного отчуждения.
Также за принятие законопроекта №12089 выступили члены Союза украинских предпринимателей (СУП). Они считают его "критически важным для защиты прав добросовестных приобретателей, включая бизнес, от злоупотреблений правоохранительной системы, которая часто ставит под сомнение операции по приобретению земли". В СУП уверены, что без гарантий стабильности права собственности ни один национальный или международный бизнес не будет инвестировать в Украину.
Напомним, 20 ноября 2024 года парламент проголосовал в первом чтении за законопроект №12089 об усилении защиты прав добросовестного приобретателя, который ранее подвергли критике представители общественных экологических организаций.