Министр защиты окружающей среды Светлана Гринчук пришла на должность в непростое время. Проблемы окружающей среды в Украине очень остро стояли на повестке дня и до полномасштабной войны, а российская агрессия только усугубила ситуацию – ущерб, нанесенный военными действиями, уже достигает миллиардов гривен. А пока Украина пытается выстоять в борьбе за собственную независимость, Европа требует быстрой имплементации положений Green Deal и ряда европейских экологических норм и правил.
Госпожа Гринчук дала эксклюзивное интервью для ЭкоПолитики и пообщалась с нами о том, как это – отстаивать вопросы окружающей среды во время войны.
- 5 вопросов окружающей среды, которым Вы предоставили самый высокий приоритет и сосредоточили первоочередно на них свое внимание после вступления на должность?
Среди моих приоритетов в должности министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины есть продолжение евроинтеграционных реформ, касающихся окружающей среды, и практическая реализация положений пункта 8 Формулы мира "Экологическая безопасность". Фокусируемся на водной, лесной политиках и реформах государственного экологического контроля, отрасли недропользования, управления отходами и предотвращения промзагрязнения и, конечно же, развития природно-заповедного фонда и реформы климатических и экологических финансов.
- В Украине еженедельно проходят задержания и уголовные производства за масштабные незаконные вырубки лесов — в частности, речь идет о самих работниках лесной отрасли. Очевидно, что реформа провалена, такого до этого не было никогда. Как Минприроды планирует оградить украинские леса от рубок и вывоза древесины за границу?
Реформа лесной отрасли продолжается. И как я уже говорила, среди наших целей корпоратизация ГП "Леса Украины" и превращение лесной сферы в прозрачную и прибыльную. Наша цель – полностью искоренить злоупотребления и незаконные действия. И для этого требуется не один год.
Борьба с незаконными рубками, усиление пожарной инфраструктуры, увеличение площадей лесов путем перевода в лесной фонд самозалесненых участков, инвентаризация леса и продолжение цифровизации отрасли – это системная долгосрочная работа. В рамках реформы мы уже ввели электронный лесорубный билет и электронный сертификат о происхождении древесины, усилили контроль за перевозкой древесины путем фотографирования загруженных лесоматериалами транспортных средств.
Планируем и дальше принимать все необходимые меры для дальнейшего усовершенствования законодательства для усиления охраны лесов. В частности, будет запущен экспериментальный проект по отслеживанию транспортных средств, осуществляющих вывоз древесины, что дополнительно усилит контроль за ее перевозкой.
- Реформа Госэкоинспекции длится уже 7 лет, однако коррупция в этом органе до сих пор процветает, а опросы показывают, что деятельность экоинспекторов входит в список наибольших препятствий для ведения бизнеса. Еврокомиссия назвала эту реформу среди 5 приоритетных задач на 2024 год. В то же время, законопроект №3091 "О реформе экоконтроля" используется больше для популизма и пиара. Уже 3 года ничего не двигается после его первого чтения. Почему и эта реформа буксует? Будет ли эта реформа реализована так, как предлагали ваши предшественники – простым переименованием органа?
Да, действительно, реформа экологического контроля началась давно, ее основные принципы были определены еще в 2017 году Концепцией реформирования системы экоконтроля.
На сегодняшний день Минприроды пересмотрело стратегические цели и приоритеты этой политики. Они аккумулированы в проекте Стратегии реформирования государственного экологического контроля. В настоящее время этот документ готовится к внесению на рассмотрение правительства.
Стратегия предусматривает обновленное видение реформы, сформированное на современных европейских практиках и подходах, и учитывает предыдущий опыт.
Мы также рассчитываем на скорейшее одобрение народными депутатами во втором чтении и соответствующего проекта закона Украины о государственном экологическом контроле. Работаем над этим совместно с комитетом Верховной Рады по экологической политике и природопользованию. Ведь без принятия этого закона полноценное внедрение реформы экологического контроля невозможно.
- Почему законопроекты из сферы окружающей среды, на принятии которых настаивает ЕС, не были в фокусе внимания Верховной Рады ни до полномасштабной войны, ни сейчас? Со стороны кажется, что министерство сконцентрировано не на внедрении европейских принципов и регламентов, в частности, на защите окружающей среды, а на лицензировании бизнеса, бумажках и диджитализации.
Минприроды плодотворно сотрудничает с профильным комитетом Верховной Рады Украины во всех законодательных инициативах и реформах. Уверенно могу сказать, что каждое профильное подразделение занимается своими направлениями и шаг за шагом двигает наши основные реформы в сфере окружающей среды.
Не зря говорят, что наша глава 27 является самой сложной – мы должны полностью имплементировать около 200 актов права ЕС.
К примеру, отчет, который недавно представила Еврокомиссия, свидетельствует, что даже несмотря на вооруженную агрессию россии, Украина приняла необходимое законодательство для дальнейшего согласования горизонтальных вопросов, а также качества воды, управления отходами, химической безопасности. Существенный прогресс наблюдается в формировании климатической политики, создании законодательного базиса для реформирования системы управления отходами. Направления, связанные с созданием инфраструктуры (для очистки вод, утилизации отходов) требуют дополнительных ресурсов и международной поддержки.
Есть европейские нормы, которые мы внедрили еще до получения статуса государства-кандидата. К примеру, в сфере управления водными ресурсами. Украина адаптировала свое законодательство к Директиве ЕС об оценке влияния на окружающую среду и Директиве о стратегической экологической оценке. Но есть направления, где перемены только начались.
- Украина получила "единицу" и "двойку" от Еврокомиссии за прогресс в экологических реформах в прошлые годы. Это очень обидно, но понятно почему. Перейдем ли мы к европейским принципам обсуждения и внедрения изменений с привлечением экспертов, бизнеса, общественности?
Реформы в сфере окружающей среды в Украине формируются с привлечением всех стейкхолдеров – бизнеса, общественности и государства. В прошлом году Европейская Комиссия в своем отчете "Украина 2023" предоставила нам ряд рекомендаций на 2024 год. На сегодняшний день некоторые из них уже выполнены вовремя и в полном объеме, определенные задачи выполнены частично, несколько находятся на стадии выполнения.
- Закон о промзагрязнении предусматривает, что старые экологические разрешения будут действовать еще 4 года после вступления в силу закона. Однако для новых пользователей заявление на получение интегрированного разрешения окружающей среды нужно подать за 3 месяца. Считаете ли вы, что это равные правила игры для всех? Почему такая правовая коллизия попала в закон и будет ли она исправлена?
По нашему мнению, никакой коллизии не существует, а положения закона логичны и последовательны. Согласно документу, новые установки, которые не были введены в эксплуатацию и не имели предварительных разрешительных документов, должны начать свою работу по новым правилам, определенным этим законом, и соответственно, получить интегрированное разрешение.
Действительно, законом определено, что операторы установок, которые вводятся в эксплуатацию впервые в течение 12 месяцев со дня вступления в силу данного закона, подают заявление о получении интегрированного разрешения не позднее, чем через 3 месяца со дня вступления в силу настоящего закона.
Указанное положение касается операторов, которые планируют ввестись в эксплуатацию в течение первого года (12 месяцев) со дня вступления в силу настоящего закона – и именно для того, чтобы успеть получить в этот период интегрированное разрешение, оператору установки необходимо по закону подать заявление в течение первых 3 месяцев со дня вступления в силу закона.
Это положение ни в коем случае не обязывает операторов, не спешащих с вводом установки в эксплуатацию в течение первого года действия закона, подавать заявления на получение интегрированного разрешения.
Конечно, оператор установки может подать заявление на получение интегрированного разрешения в любое удобное для него время (не обязательно не позднее, чем через 3 месяца со дня вступления в силу данного закона), но в таком случае министерство не сможет гарантировать, что оператор установки получит разрешение в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего закона.
Хочу обратить внимание, что этим положением закона мы обращаем внимание операторов установок на временные рамки, необходимые для прохождения всей процедуры получения интегрированного разрешения.
На самом деле, по сравнению с другими странами она достаточно быстрая (ориентировочно 120 рабочих дней, что является достаточно быстрым сроком (в Чехии – до 185)).
Подобная логика заложена законом и относительно установок, уже осуществляющих деятельность (то есть уже введеных в эксплуатацию и, очевидно, имеющих действующие разрешения).
Срок действия существующих разрешений, определенных законом, составляет 4 года, а срок для подачи заявления на получение интегрированного разрешения составляет 3 года, что аналогично учитывает время на рассмотрение заявления и выдачу интегрированного разрешения (часть 6 статьи 29 закона об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения).
Учитывая, что действующие установки не могут одномоментно перейти на интегрированные разрешения, поскольку уже находятся в процессе эксплуатации, законом предусмотрен переходный период, который составляет 4 года.
- По Вашему мнению, успеют ли крупные промышленные предприятия за 4 года в условиях войны модернизировать свое оборудование таким образом, чтобы получить интегрированное разрешение? При том, что они находятся под обстрелами и не имеют возможности привлекать инвестиции во время войны.
Конечно, мы понимаем обеспокоенность бизнеса по поводу возможных значительных затрат на внедрение наилучших доступных технологий и методов управления.
Поэтому хотим сообщить, что законом предусмотрены длительные периоды до вступления в силу новых правил, которые позволят многим предприятиям внедрить новые технологии в рамках обычных циклов модернизации своего технологического оборудования.
Закон предусматривает постепенный переход на новую разрешительную систему и наилучшие технологии и методы управления.
В частности, выводы наилучших доступных технологий и методов управления применяются не ранее, чем через 4 года со дня прекращения или отмены военного положения, кроме установок, которые вводятся в эксплуатацию впервые, со дня вступления в силу таких выводов.
Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, разрешения на специальное водопользование и разрешения на осуществление операций по обработке отходов, полученные операторами установок, утрачивают силу со дня получения интегрированного разрешения, но не позднее, чем через 4 года со дня вступления в силу закона.
В течение указанного четырехлетнего срока операторы установок, осуществляющих виды деятельности, указанные в приложении к закону, имеют право на получение интегрированного разрешения, получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, разрешение на специальное водопользование и разрешение на осуществление операций по обработке отходов в порядке, установленном законодательством.
Кроме того, операторам установок, которые не желают модернизироваться и в дальнейшем планируют выведение установки из эксплуатации, будет предоставлена возможность работать в соответствии с экологическими нормативами, действующими на момент подачи заявления о получении интегрированного разрешения до 10 лет. Также оператору установки может быть предоставлено отступление на срок осуществления конкретных мер, определенных условиями интегрированного разрешения. Оно не может превышать 7 лет со дня применения выводов наилучших доступных технологий и методов управления, по которым предоставлено отступление.
Таким образом, закон создает условия для постепенного перехода на новую разрешительную систему и наилучшие доступные технологии и методы управления.
Кроме того, для внедрения операторами установок наилучших доступных технологий законопроектом предусмотрена возможность предоставления льгот при ввозе в Украину нового оборудования, комплектующих к нему и не производимых в Украине материалов в соответствии с требованиями налогового и таможенного законодательства.
Также министерство уже работает над разработкой концепции государственной целевой программы поддержки предприятий, внедряющих лучшие доступные технологии и методы управления, разработка которой предусмотрена законом.
К примеру, в Украине уже второй год реализуется грантовая программа GIZ при поддержке правительства Германии. В ее рамках первые украинские предприятия получают грантовые средства в размере до 2 млн евро для софинансирования внедрения НДТМ. Мы продолжаем работать над поиском возможностей для привлечения других ресурсов, чтобы сделать новые технологии доступными.
- Какие перспективы полноценного функционирования системы MRV в Украине и как можно помочь украинским предприятиям представлять отчетность и верифицировать выбросы во время войны?
План Ukraine Facility на ІІ квартал 2025 года предусматривает возобновление обязательности мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МОВ). Для этого мы уже наработали проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов".
Законопроект наработан с пониманием, что в период войны часть установок была разрушена или существенно повреждена, а часть установок находится на временно неподконтрольной территории Украины.
Эти изменения предусматривают обязательность соблюдения требований закона о МОВ в период военного положения с учетом ситуации безопасности, регистрацию установок в автоматическом режиме, конкретизацию составляющих и требования к созданию, ведение Единого реестра МОВ, которые позволят привести в соответствие закон Украины о МОВ к требованиям Закона Украины "О публичных электронных услугах".
Мы действительно понимаем, что после возобновления отчетности у нас могут возникнуть следующие риски:
- большое количество отчетов, нуждающихся в верификации, по сравнению с ограниченным количеством верификаторов;
- верификация отчета оператора занимает определенное время и в большинстве случаев требует выезда верификатора на установку и доработку отчетов оператором.
Поэтому нужно нарабатывать пути взаимопризнания государственных верификаторов с европейскими.
Мы понимаем, что эти изменения могут быть сложными как для государства, так и для бизнеса, поэтому Минприроды при поддержке GIZ в Украине проводит тренинговые сессии для операторов установок, верификаторов, консультантов и других заинтересованных лиц в сфере мониторинга, отчетности и верификации. Также в наших планах есть расширение перечня видов деятельности и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты для приведения системы МОВ в соответствие с европейской.
- В последние годы реформы в сфере окружающей среды и зеленого перехода реализуются за счет и с помощью грантов и международных "экспертов". Результат за 5 лет таких реформ как говорится "на столе". Планирует ли министерство формировать свою компетенцию для реализации реформ? Будет ли полагаться на аутсорсинг?
У Минприроды есть своя компетенция и институциональная память. Конечно, мы, как и весь правительственный аппарат, переживаем не лучшие времена, ведь многие специалисты уехали за границу или пошли в ряд ВСУ. Кроме того, никто не отменял военный контекст. Учтите, мы страна, которая проходит процесс евроинтеграции и реформ во время полномасштабной войны и при этом демонстрирует прогресс.
Наличие международной технической помощи, специалистов, готовых оказывать качественную экспертизу, нам только в плюс. Ведь кто, как ни эксперты, глубоко знающие европейское законодательство изнутри и внедрявшие его в своих странах, могут помочь нам учесть опыт и ошибки других на этом пути и быстрее дойти до цели – интегрироваться в ЕС.
Такое сотрудничество украинских и европейских экспертов позволяет разрабатывать необходимый законодательный базис с учетом как украинских реалий, действующего национального правового поля, так и с соблюдением европейских норм и требований, которые мы должны имплементировать. Совместная работа позволяет держать этот баланс и адаптировать лучшие практики законодательства ЕС к украинским реалиям.
ЭкоПолитика продолжит и дальше детально освещать деятельность Минприроды, следить за внедрением евроинтеграционных реформ, а также рассказывать о проявлениях коррупции в сфере и взаимодействии министерства со стейкхолдерами, экспертами и общественностью.