В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны shutterstock

В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны

Екатерина Белоусова

"Острые углы" могут усложнить процесс экомодернизации украинской промышленности

В Украине идет подготовка ко второму чтению законопроекта №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду". Законопроект предусматривает 12-летний период на модернизацию всех существующих промышленных установок, в частности год на введение законопроекта в действие, 4 года – на введение норм НДТМ и 7 лет – на модернизацию.

ЭкоПолитика собрала главные тезисы о законопроекте.

Документ предусматривает, что в течение 12 лет все промышленные установки будут модернизированы.

Хронология модернизации будет проходить следующим образом:

  • 1 год – введение законопроекта в действие;
  • 4 года – введение норм НДТМ;
  • 7 лет – модернизация предприятий.

Законопроект также предусматривает получение интегрированного онлайн-разрешения в направлении окружающей среды, что, по мнению чиновников, значительно сократит бюрократическое давление на бизнес. Разрешение будет объединять разрешения на управление отходами, специальное водопользование, выбросы в атмосферный воздух. Кроме того, это позволит общественности участвовать в выдаче разрешений, что предотвращает злоупотребления. А госструктурам – комплексно отслеживать и предотвращать промышленное загрязнения, ведь все данные будут оцифрованы, что упростит их аналитику.

В то же время, Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) призвала доработать 3 принципиальных момента в законопроекте для успешного проведения реформы в сфере промышленного загрязнения.

В Ассоциации считают, что законопроект №6004-д наиболее сбалансировано учитывает интересы бизнеса, государства и общественности. Хотя Комитет по вопросам экологической политики и природопользования рекомендовал Верховной Раде принять этот документ, "острые углы" могут усложнить процесс экомодернизации отечественной промышленности в соответствии с европейскими стандартами.

По мнению специалистов ЕБА, доработки требуют следующие положения:

  • Переход на новую разрешительную систему

Отмечается, что новая разрешительная система должна заменить три разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, спецводопользование (а также сброс в системы централизованного водоотведения) и управление отходами. Уже с 2028 года деятельность бизнеса в определенных областях, например энергетики, металлургии, химической отрасли, управления отходами, будет возможна только при наличии нового разрешения.

Однако процесс сбора документов достаточно сложен и продолжителен и не учитывает реалии войны. Ведь информация, представленная предприятием, может оказаться неактуальной за очень короткий промежуток времени и при независимых от предприятия обстоятельствах.

"Целесообразно перенести переход на новые разрешительные документы на послевоенный период и обеспечить возможность их получения в течение четырех лет после прекращения военного положения," – предложили авторы.

  • Сохранение действующих технологических нормативов при выдаче новых интегрированных разрешений

В материале подчеркнули, что до введения обязательной экомодернизации для промышленности на основе европейских наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ), в законопроекте №6004-д есть возможность получить интегрированное разрешение. Оно будет основано на текущих нормативах выбросов для тех установок, которые экономически нецелесообразно или невозможно модернизировать и имеющих ограниченный срок эксплуатации. Среди них – энергетические мощности, условия работы которых регулируются Национальным планом по сокращению выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ).

Отмечается, что для остальных отраслей, в частности, металлургии и стекольной промышленности, действующие нормативы выбросов могут измениться уже в 2024 году. Это фактически приведет к необходимости капитальных инвестиций, хотя в некоторых случаях эти установки все равно придется закрывать, ведь НДТМ для них не существует.

"Предлагаем разрешить бизнесу получать новые интегрированные разрешения на основании текущих технологических нормативов выбросов, предусмотренных действующими разрешительными документами", – подчеркнули в ЕБА.

  • Пересмотр требований к установке автоматизированных систем мониторинга выбросов (АСМ)

Авторы подчеркнули, что законопроект №6004-д определяет требования АСМ на стационарные источники выбросов на основе НДТМ, что полностью соответствует европейскому подходу. Впрочем, этот процесс является достаточно капиталоемким и длительным проектом строительства и реконструкции.

Они отметили, что экономически нецелесообразно устанавливать законодательное требование обустройства АСМ на объектах и ​​установках, подлежащих выведению из строя в краткосрочной перспективе после проведения реформы.

В Ассоциации предлагают исключить из обязанности установку АСМ установки, которые в течение короткого периода времени (2 – 3 года) после введения в действие закона планируются полностью вывести из промышленной эксплуатации.

“Введение НДТМ – самый сильный вызов украинской промышленности и энергетики. И мы сможем справиться с ним исключительно при существенной финансовой поддержке европейских коллег. Но реализовать эти амбициозные планы с точки зрения технологий модернизации можно не раньше чем через 10 лет после окончания военных действий”, – сказал глава Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Ассоциации Станислав Зинченко.

Законопроект №6004-д определенно имеет благие целы — мы должны быть частью зеленой трансформации экономики, как и в ЕС. Но главным остается вопрос — откуда взять финансирование на НДТМ? Даже в Европе за 20 лет не все предприятия смогли модернизировать производство, а у них была и господдержка и льготные кредиты на эко-модернизацию. Украинские предприятия сейчас и так столкнулись с самыми большими вызовами за все время независимости — в стране полномасштабная война, а многие предприятия продолжают платить налоги, помогать армии, внедрять инвестиционные и гуманитарные проекты. Но миллиарды на новые экологические технологии смогут найти не все, многим придется закрыться. Государство должно подумать об источнике финансирования для этого. Украина может позаимствовать опыт ЕС в этом вопросе, ведь там уже 20 лет длится процесс перехода на более эффективные технологии.

Как сообщала ЭкоПолитика раньше Европейская бизнес Ассоциация (ЕБА) призвала доработать консолидированный законопроект о контроле промышленного загрязнения до его вынесения на голосование в Верховной Раде.

Читайте также
Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"
Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"

Нардепам рекомендуют принять доработанный документ в первом чтении

Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению
Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению

Также существует 3 "довоенных" законопроекта в сфере предотвращения промышленного загрязнения

Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"
Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"

Предложены требования к мониторингу выбросов, загрязнению земель и подземных вод несколько закона "Об охране атмосферного воздуха"

Минприроды готовит новый законопроект по промзагрязнению
Минприроды готовит новый законопроект по промзагрязнению

Реформа промышленного загрязнения станет фактически "зеленым" возобновлением после войны