CBAM как инструмент торговых войн и промышленной политики
Как и ожидалось, CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism) оказался не климатическим инструментом, а полноценным защитным инструментом и элементом торговых войн. Хотя 5 лет назад он позиционировался как средство для сокращения выбросов CO2, сейчас в Европейском Союзе не скрывают, что CBAM – это сугубо инструмент торговой политики для защиты внутренних рынков и поддержки своих производителей. За средства, полученные от продажи CBAM-сертификатов, в ЕС планируют субсидировать декарбонизацию собственной промышленности. То есть это классический элемент промышленной политики.
Углеродная корректировка импорта как глобальный тренд
Европейский Союз стал инициатором CBAM, но постепенно аналогичные механизмы начали вводить и другие страны. Великобритания уже приняла решение о запуске собственного CBAM. Подобный подход планируют применить Норвегия, Тайвань, Австралия, Канада, Южная Корея и другие партнеры ЕС, поскольку понимают, что без CBAM их производители будут терять конкурентоспособность, поскольку не выдержат конкуренцию с импортом, который будет поставляться из стран, где нет платежей за выбросы CO2.
ЕС оказался не готов к собственному СВАМ
Как и предполагали эксперты, несмотря на длительную подготовку, Европейский Союз оказался не готов к CBAM. Наибольшие трудности возникли в сфере отчетности и администрирования. Те изменения по CBAM, которые сейчас анонсировала Европейская комиссия в рамках Соглашения о чистой промышленности, обусловлены именно этим обстоятельством.
ЕС столкнулся с тем, что более 120 тысяч европейских предприятий должны подавать отчетность. Среди них преобладают малые и средние компании. Поэтому они решили убрать эти предприятия с небольшими объемами импорта из CBAM-отчетности. Теперь 99% предприятий не будут отчитываться, но это затронет максимум 10% выбросов. Однако для крупных компаний, в основном, ничего не изменится: финансовые обязательства остаются актуальными. Хотя физические платежи и перенесены на 2027 год, однако финансовые обязательства за 2026 год останутся.
В то же время европейские производители через свои ассоциации давят на ЕС, требуя ужесточения CBAM, чтобы защитить себя от конкуренции. Параллельно они также говорят о необходимости субсидирования отраслей для "чистого перехода". Поэтому квоты, антидемпинговые расследования, которые сейчас проводятся в ЕС, в частности, в стальной отрасли, используются для того, чтобы защитить собственный рынок.
CBAM и Украина: пассивная позиция и потенциальные потери
В Украине почему-то до сих пор CBAM воспринимается через климатическую призму, хотя в ЕС его уже рассматривают исключительно как экономический и торговый инструмент. Украинское правительство пока не проводит активных переговоров по этому механизму. Это делает позицию нашей страны крайне слабой. Стоит заметить, что объемы украинского экспорта в ЕС только растут: в 2024 году он достиг $25 млрд. Около 15% украинского экспорта в ЕС уже подпадает под CBAM.
По последним прогнозам GMK Center касательно влияния углеродной пошлины ЕС, которые мы сделали, негативное влияние CBAM будет расти со временем, поскольку количество свободных квот будет уменьшаться, а цена СО2 будет расти. Соответственно, возрастет и стоимость CBAM-сертификатов – по нашим предположениям, она может достичь почти $150/т СО2 в 2030 г. Согласно нашим расчетам, в 2030 году потери украинского экспорта из-за CBAM могут составить $1,8 млрд, а суммарные потери экспорта за 2026-2030 годы могут достичь $4,7 млрд. Это очень значительные суммы.
Наиболее жестким фактором для Украины является то, что из-за влияния этого механизма суммарно с 2026 по 2030 год наша страна рискует потерять почти $3 млрд потенциальных инвестиций в промышленность. Здесь все закономерно: нет экспорта – не будет инвестиций. Для Украины это означает потерю будущего.
Углеродная пошлина как фактор дезинтеграции Украины и ЕС
Хотя Украина является кандидатом в члены ЕС и частично уже интегрирована в европейскую экономику, в вопросах торговли CBAM фактически относит ее к третьим странам, как, например, Турцию или Китай. Если украинские производители не смогут экспортировать в ЕС из-за углеродной пошлины, они будут вынуждены переориентировать экспорт на другие рынки. Это может привести к дезинтеграции экономики Украины с ЕС, потому что настоящая интеграция это не подписанные соглашения, а рост взаимной торговли. То есть это в результате негативно повлияет на физическую интеграцию украинской экономики в ЕС, и это очень важный фактор.
Чтобы этого не произошло, отношение к украинским предприятиям, к украинской торговле должно быть как к части европейского рынка. Но при текущем положении дел CBAM является элементом, который останавливает интеграцию экономики Украины в европейскую экономику. Поскольку ЕС зависит от импорта сырья и полуфабрикатов по всем направлениям, Украина со своим экспортом, на мой взгляд, является важным элементом в обеспечении экономической безопасности Европы. И это важно понимать нашим европейским партнерам. Сейчас мы этого понимания не видим.
Почему Украине нужен собственный CBAM
Комитет Промышленной экологии и устойчивого развития ЕБА постоянно подчеркивает, что Украине необходимо разработать собственный механизм углеродной корректировки импорта для защиты внутреннего рынка. Например, Норвегия, которая не входит в ЕС, уже приняла соответствующее решение, понимая, что такой шаг поможет сохранить конкурентоспособность местных производителей. Если Украина введет CBAM, это станет важным аргументом в переговорах с ЕС, демонстрируя, что мы можем контролировать свои рынки и предотвратить обход европейских правил по углеродному налогообложению через украинскую территорию.
CBAM расширяется и постепенно будет охватывать новые секторы – в частности, в перспективе он может быть применен к аграрному сектору и производству потребительских товаров.
Считаю, что украинскому бизнесу уже сейчас стоит разрабатывать стратегии адаптации, поскольку CBAM будет только усиливаться и влиять на всю производственную цепочку добавленной стоимости. Так или иначе, внедрение CBAM даже на уровне отчетности затронет все предприятия в Украине.
Вместо того, чтобы ждать новых ограничений, Украине стоит активно включиться в глобальный процесс регулирования CBAM и защищать собственные интересы на международной арене.