Глобальное потепление постепенно "размораживает" Арктику для судоходства. Маршрутами, которые ранее были непроходимыми, сейчас ходит все больше суден. Их выбросы еще больше ускоряют таяние льда, однако изменить это мешают геополитические игры.
Как сообщило издание Euronews, несколько государств призывают международных регуляторов судоходства обязать суда использовать более чистое топливо.
Потеря белизны – потеря холода
Сажа, или же черный углерод, произведенный суднами, покрывает ледники и снега. Далее работает простая физика – теряя белизну, лед теряет способность отражать излучение. В результате тепло Солнца поглощается поверхностью и она тает быстрее.
"Это приводит к бесконечному циклу усиления потепления. Нам необходимо регулировать выбросы, в частности черный углерод. Оба эти фактора в Арктике абсолютно не регулируются", – подчеркнул Сиан Прайор, ведущий советник Альянса за чистую Арктику.
Необходимость регулирования
Франция, Дания, Германия и Соломоновы Острова выступили с регуляторным предложением. Они просят Международную морскую организацию требовать от судоходных компаний использовать полярное топливо. Оно производит меньше загрязнения, чем применяемое сейчас традиционное морское топливо.
В предложении предусматривается географическое районирование – топливное требование должно распространяться на все суда, курсирующие севернее 60-й параллели.
С 2024 года действует запрет на использование в Арктике тяжелого мазута. Его климатическое воздействие оказалось минимальным, чему в первую очередь способствуют пробелы в законодательстве.
Арктика как заложница геополитики
Черный углерод оказывает в 1600 раз более сильное влияние на потепление в Арктике, чем CO2. Пока мир пытается сократить его выбросы, вокруг Арктики разгорается геополитическая борьба.
Заявления Дональда Трампа о владении Гренландией вновь подняли вопрос суверенитета и будущего НАТО. Экология Арктики оказалась на втором плане. Трамп, называвший изменение климата обманом, выступил против новых климатических правил в судоходстве.
В прошлом году Международная морская организация должна была ввести углеродные сборы для флота, чтобы заставить компании переходить на более чистое топливо. После активного лоббирования со стороны Трампа решение отложили на год, его перспективы до сих пор остаются неопределенными.
В таких условиях быстрое ограничение выбросов черного углерода в Арктике выглядит маловероятным. Даже среди самих арктических государств, которые больше всего страдают от этого загрязнения, нет единства по новым правилам.
Пример – Исландия. Страна лидирует в сфере "зеленых" технологий, однако ее прогресс в регулировании загрязнения морей незначителен. Это связывают с важностью рыбной промышленности для экономики страны.
"Отрасль довольна прибылью, недовольна налогами и не занимается такими вопросами, как климат или биоразнообразие", – отметила Арни Финссон, председатель совета Исландской ассоциации охраны природы.
Влияние уже ощутимо
За 10 лет, с 2013-го по 2023-й, количество суден в Арктике увеличилось на 37%. Суммарное количество маршрутов, которые они прошли, возросло на 111%.
Если в 2019 году корабли выбросили 2696 тонн черного углерода, то в 2024 году его количество увеличилось до 3310 тонн. Крупнейшими загрязнителями Арктики оказались рыболовецкие судна.
Экологическое сообщество уверено, что регулирование топлива является единственно реалистичным способом сократить выбросы черного углерода, ведь заставить государства ограничить движение по выгодным маршрутам вряд ли возможно.
Ранее ЭкоПолитика сообщала, что в арктическом поясе стремительно тает тундра. Долгое время она удерживала углерод, однако с потеплением отпускает его обратно в атмосферу.