Екосистемы международных вод наконец-то получат собственный механизм защиты. 17 января вступило в силу так называемое Соглашение об открытом море, или же Соглашение о биоразнообразии за пределами национальных юрисдикций (BBNJ). Украина подписала его в 2025 году, но пока не ратифицировала.
Как сообщили в ООН, юридически обязательный документ охватывает зоны за пределами национальных вод, а также международную акваторию морского и океанического дна. Над BBNJ работали около 20 лет, а приняли его в 2023 г.
"Надеемся, что после полноценного внедрения Соглашение внесет жизненно важный вклад в решение так называемого "тройного планетарного кризиса", связанного с изменением климата, утратой биоразнообразия и загрязнением", – добавляют в Организации Объединенных Наций.
Территория без правил
Около двух третей Мирового океана не входят в территорию ни одного государства, а значит, находятся вне зоны действия их законов. Поэтому в открытых водах совершаются преступления, из-за которых уже 10% видов морских существ могут исчезнуть с планеты.
Чрезмерный вылов рыбы, химическое загрязнение и другие проявления неконтролируемой человеческой деятельности угрожают утратой биоразнообразия и будущими последствиями для миллиардов людей.
Международное соглашение как решение
Глобальный документ предлагает несколько практик, которые обеспечат устойчивую деятельность в океанах и морях. Среди них:
- Ограничение чрезмерного вылова рыбы. Соглашение позволит достичь договоренностей по конкретным участкам акватории и предоставить им статус морских природоохранных зон;
- Обязательная оценка воздействия на окружающую среду. Документ призывает компании, планирующие добычу полезных ископаемых с морского дна, проходить процедуру ОВОС;
- Справедливое использование генетических данных. Компании, которые собирают подобную информацию о морских организмах, будут обязаны выплачивать средства в фонд, который защищает биоразнообразие Мирового океана.
- Передача морских технологий и развитие научного потенциала.
Некоторые государства пока "не определились"
Соглашение по открытому морю уже ратифицировала 81 страна, среди них – Китай, Германия, Бразилия, Япония и Франция.
Однако ряд государств, являющихся одними из крупнейших экспортеров товаров или активно пользующихся Мировым океаном, пока не присоединились к соглашению.
- США входят в пятерку крупнейших океанских экспортеров ($61 млрд). Страна подписала BBNJ еще в 2023 году, однако до сих пор Сенат Соединенных Штатов его не ратифицировал;
- Индия экспортирует морским путем товаров на $19 млрд, что обеспечивает ей одну из самых высоких позиций среди развивающихся стран. Принятие соглашения здесь произошло в 2024 году, однако внутреннюю ратификацию пока рассматривают;
- Великобритания в 2025 году внесла законодательные изменения для интеграции соглашения во внутренние регламенты, но парламент их еще не ратифицировал;
- россия – в числе немногих стран мира, которые не только не ратифицировали, но даже не приняли Соглашение по открытому морю. Здесь ссылаются на абстрактную "свободу судоходства в международных водах" и хотят избежать международного сотрудничества для сохранения океана.
Украина и сохранение морей
Соглашение BBNJ Украина подписала еще в августе 2025 года. Тогда в Министерстве экономики, окружающей среды и сельского хозяйства отчитались, что "отныне Украина стала участницей нового международного механизма защиты океанических экосистем и устойчивого использования морских ресурсов в международных водах".
Однако на момент вступления в силу BBNJ соглашение до сих пор не ратифицировано. По правилам это должно состояться в течение 120 дней с момента подписания. Для Украины этот срок истек в конце декабря 2025 года.
Соглашение имеет для Украины стратегическое значение. Как отметила народная депутатка, член парламентского Комитета по вопросам экологической политики Юлия Овчинникова, речь идет не только о декларации проевропейских экостандартов и поддержке репутации страны как той, что соблюдает международное право. Соглашение по открытому морю напрямую отвечает украинским интересам, давая основания для противодействия российской агрессии в Черном море.
"Для страны, которая ежедневно сталкивается с грубыми нарушениями международных норм, принципиальность в поддержке таких договоров имеет особое значение. Сильное международное право – это наш вопрос безопасности. Именно поэтому важно сделать следующий шаг – обеспечить ратификацию Соглашения Украиной", – подчеркнула народная депутатка.
ЭкоПолитика ранее сообщала, что Евросоюз выделил €40 млрд на реализацию мероприятий Глобальной океанической программы.
Также устойчивое развитие океанов было одной из важных тем прошлогодней климатической конференции COP30 в Бразилии. Тогда стартовала партнерская инициатива One Ocean Partnership. В планах – привлечь $20 млрд в регенеративную "голубую" экономику к 2030 году с созданием 20 млн рабочих мест.