Шум – это не просто раздражающие звуки, которые иногда мешают нам выспаться или сосредоточиться. Длительное акустическое воздействие может вызывать тревожность, депрессию и даже навредить сердцу. В Евросоюзе из-за этого ежегодно погибает 12 000 человек.
ЭкоПолитика разобралась, чем опасно шумовое загрязнение и возможно ли ограничить его воздействие.
Когда уровень шума становится опасным
Человеческий организм без особых затруднений переносит уровень шума в 30-80 дБ. Однако если его интенсивность превышает 85 дБ, при длительном воздействии это сказывается на здоровье и работоспособности. Такой уровень уже считается опасным.
Источников шума такой интенсивности может быть несколько:
- Транспорт: автомобильные дороги с интенсивным движением, железные дороги, аэропорты.
- Промышленность: шум от работы технологического оборудования и производственных процессов.
- Строительство: работа тяжелой техники и инструментов.
Влияние на организм
По оценкам ВОЗ, в Евросоюзе более 110 млн человек, то есть каждый пятый житель, подвергаются воздействию высокого уровня дорожного шума. 22 млн жителей Европы по этой причине страдают от хронической раздражительности. Школьники из-за шума аэропортов хуже учатся, более полумиллиона испытывают трудности с чтением, а взрослым сложно сосредоточиться на работе.
В целом, шум способен влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Постоянный триггер вызывает стресс и тревогу. Даже когда человек спит, он подсознательно отмечает шумовые раздражители, что влияет и на качество сна. Также шум повреждает слуховую функцию, ухудшает способность эффективно поддерживать разговор.
Влияние шума невозможно ощутить сразу – эффект от него накапливается, и со временем негативные последствия для здоровья и умственной деятельности становятся неизбежными.
Шумовой удар по животным
Животные часто более чувствительны к звукам, чем люди. Из-за постоянного шума они не могут услышать природные сигналы – крик своих детенышей, призывы партнеров к спариванию или шаги добычи в лесу. Это влияет на их способность нормально выращивать потомство, кормиться или спастись от хищника. Например, совы не слышат свою жертву даже при уровне шума в 61 дБ.
От шума страдают не только наземные существа. Чрезмерная интенсивность звуков вызывает вибрацию, которая уплотняет почву. Это, в свою очередь, вредит среде обитания подземных животных, а также мешает росту корней растений.
Морские обитатели также страдают от шума – они используют звук для ориентации на местности, поиска добычи или потенциального партнера. Шум перегружает эфир для животных, из-за чего они иногда принимают неверные и зачастую фатальные решения.
В целом, как и человек, животные страдают от стресса и дезориентации, что в долгосрочной перспективе приводит к физиологическим изменениям.
Законодательные ограничения
План действий по достижению нулевого загрязнения предусматривает и цель по снижению шума. ЕС стремится к 2030 году на 30% сократить количество людей, которые хронически страдают от транспортного шума,
В Европейском Союзе с 2002 года действует Environmental Noise Directive (END). Раз в пять лет страны ЕС обязаны обновлять и публиковать шумовые карты для городов с населением более 100 000 человек, основных автодорог, крупных железных дорог и аэропортов. Страны-участницы ЕС должны не только контролировать шумовую нагрузку, но и разрабатывать меры по ее снижению после обязательных консультаций с общественностью.
Однако директива не содержит обязательных целей, а лишь пытается скоординировать действия европейского сообщества для борьбы с проблемой. Чтобы снизить шумовую нагрузку, необходимо интегрировать эту экологическую задачу в законодательство, регулирующее промышленность, а также автомобильные, железнодорожные и авиационные перевозки. А это – длительная работа.
Ситуация в Украине
Государственные санитарные нормы в Украине устанавливают предельные уровни звуковой нагрузки для помещений и территорий различного функционального назначения. Например, круглосуточный уровень шума в офисе не должен превышать 50 дБ, в кафе – 55 дБ. Допустимая интенсивность звуков в жилых спальнях – 40 дБ днем и 30 дБ ночью.
Нарушить шумовой режим могут как соседи, так и строительные работы рядом с домом. В таком случае виновного можно привлечь к ответственности по ст. 182 КУоАП. Однако если речь идет о дорогах или крупном заводе, это не сработает.
Меры по снижению уровня шума
В идеале предотвращение шумового загрязнения стоит учитывать уже на этапе проектирования "шумных" объектов. Например, между жилой застройкой и дорогами, заводами или аэропортами должна быть буферная зона.
- Шумоизоляция помещений. Для жилья или офиса эффективными являются шумоизоляция стен и установка современных стеклопакетов. Однако от постоянного гудения машин на улице это не спасает.
- Посадка растений. Древесные насаждения и кустарники способны поглощать до 20 дБ шума от его источника.
Однако это – меры шумоизоляции, а более эффективным способом является снижение уровня шума самого источника акустического загрязнения. Самый популярный в мире метод для этого – установка шумозащитных барьеров. Они могут быть монолитными из бетона, пластика или дерева, либо более оригинальными и привлекательными – от стеклянных, не закрывающих обзор, до "живых" из вьющихся или кустовых растений.

Источник: shutterstock
Однако важнее снизить сам уровень шума, модернизировав его источник. К числу мер, признанных эффективными в Евросоюзе, относятся снижение скоростного режима автомобилей в городах, использование шин с более низким уровнем шума, а также развитие общественного транспорта и велодвижения.