Как украинцы сами навлекают на себя "месть Карпат" из-за джипинга и бездумной застройки

Как украинцы сами навлекают на себя "месть Карпат" из-за джипинга и бездумной застройки shutterstock

Мария Семёнова

Потребительское отношение к горам может обернуться природными катаклизмами

Во время войны Карпаты стали самым популярным местом отдыха для украинцев. Местные активисты утверждают, что поток людей увеличился как минимум в десять раз. Все эти туристы хотят развлечений, а бизнесмены-инвесторы и местные жители хотят заработать на этих туристах. Поэтому живописная природа и лесные массивы становятся "лишними" в этом экономическом уравнении.

О последствиях бездумного использования Карпат написало медиа Радио Свобода.

Горы – не дорога

Популярное среди украинцев развлечение, которое так активно рекламируют местные предприниматели, на самом деле катастрофично для украинских гор. Колеса джипов, квадроциклов и багги превращают почву Карпат в месиво.

Вред от джипинга – комплексный и разрушительный:

  • эрозия почвы. Механические повреждения вредят растительному покрову, который защищает землю от вымывания. Без корней растений, из-за колей от колес, почва теряет защиту от обильных горных осадков;
  • риск подтопления. Это прямое следствие эрозии почвы. Дожди размывают колеи, делают их все глубже, превращая в русла для потоков. Иронично, что когда колеи от джипинга становятся глубже, экстремалы прокладывают в горах новые маршруты;
  • вред флоре и фауне. Под колесами гибнут редкие растения Карпат, а джипинг в сезон тишины мешает животным искать пару для спаривания и выращивать потомство;
  • загрязнение. Топливно-смазочные материалы попадают в почву и воду.

Зоолог Игорь Дикий рассказал Радио Свобода, что джипинг в Карпатах появился "благодаря" сыну Януковича. Именно он предложил первый маршрут по бездорожью – на Петрос.

"Тогда прорубили, в буквальном смысле, трассу между этими можжевельниками, чтобы мог пройти внедорожник. Колесами срывали поверхностный слой растительности, который корнями держит почву. Зимой выпадает снег, который весной начинает таять, и ручьи начинают вымывать эту почву, потому что уже нет корней. И все – эрозия почвы", – рассказал доцент ЛНУ.

radiosvoboda.org

Источник: radiosvoboda.org

Недостаток специалистов

В январе 2025 года парламент принял закон о запрете джипинга со штрафом 17 тыс. грн за нарушение. Однако контролировать его исполнение некому. Многие лесники, инспекторы или активисты служат в армии.

Тем временем бизнес растет. Зарабатывают и местные, однако эксперты убеждены – основной поток доходов идет в столицу.

"Джипы, квадроциклы, на которых ездят и вредят природе, из Киева, Днепра. Квадроцикл стоит не менее 15 тысяч евро. Откуда у местных такие деньги? Просто привозят сюда машины, нанимают людей, которые катают туристов, а деньги уходят в Киев. Хотя фирмы на месте пооткрывали. Заезжают на территорию парка через частные усадьбы", – говорит Николай Панчук, начальник отдела рекреации Карпатского национального парка.

Вырубка лесов под строительство

Гостиничные комплексы с автостоянками, усадьбы для "экоотдыха" на вершине – все это, с одной стороны, приносит налоги и рабочие места. Однако ценой развития бизнеса становится уничтожение лесных массивов Карпат.

Сама технология строительства в Карпатах должна быть иной, с учетом местной геологии и осадков. Поэтому местные гуцулы и имеют свой собственный архитектурный стиль, который вырабатывался поколениями. Но новые здания возводят так же, как и на равнине, не принимая во внимание последствия уничтожения окружающих зеленых насаждений.

Одним из таких масштабных и тревожных проектов является строительство "нового Буковеля". Горнолыжный курорт GORO Mountain Resort займет почти 1200 га. Ученые и экологи встревожены – это приведет к массовой вырубке лесов, изменению ландшафта и накоплению отходов от отдыха тысяч и тысяч туристов. Ведь на курорте предусмотрено строительство 25 гостиниц на 5500 номеров.

Борьба с ветряными мельницами

С ветровыми электростанциями ситуация вообще вопиющая – под видом развития "зеленой" энергетики сейчас в Карпатах разрушают уникальные пралеса на Верховинском водораздельном хребте.

Проектная мощность новых ВЭС – 1,5 ГВт. И для их строительства, местами с прямым нарушением процедуры ОВОС, уничтожают альпийские и субальпийские леса Карпат.

Но такая ситуация только в Украине. Экологи отмечают, что в польской и словацкой части Карпатских гор ВЭС не строят. Ведь в этих странах понимают, что урон для гор больше, чем польза от реализации энергопроектов.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что на поляне Руна уже построены фундаменты для ветряков. Нарушений не замечают ни Госэкоинспекция, ни административный суд.

Читайте также
Животные не успевают за потеплением: в Одесской области заметили белого горностая
Животные не успевают за потеплением: в Одесской области заметили белого горностая

Естественное изменение окраса демаскирует животных из-за бесснежных зим и делает их уязвимыми

Пятна мазута с ТЭС загрязнили водохранилище в Винницкой области. Начато расследование
Пятна мазута с ТЭС загрязнили водохранилище в Винницкой области. Начато расследование

Прокуроры начали уголовное производство, в ДТЭК обвиняют российские атаки на энергосистему

Импорт новых электромобилей в Украине с 2024 года увеличился в 2,5 раза
Импорт новых электромобилей в Украине с 2024 года увеличился в 2,5 раза

Эксперты связывают это с приближением даты возвращения обязательной уплаты НДС при таможенном оформлении

Чуждая традиция, наносящая вред природе: экологи призвали украинцев не покупать елки
Чуждая традиция, наносящая вред природе: экологи призвали украинцев не покупать елки

После праздников десятки тысяч деревьев оказываются на свалках, а Украина теряет зеленые насаждения