Новый документ, который вскоре поддержат министры окружающей среды стран ЕС, предусматривает трехэтапный подход, по которому целевые показатели содержания переработанного пластика в новых авто вырастут с 15% через 6 лет после одобрения, до 20% через 8 лет и, наконец, до 25% через 10 лет.
С компромиссным текстом этого акта ознакомилось издание Euractiv.
Такой план является менее амбициозным, чем предложенный Европейской комиссией. Напомним, в 2023 году этот орган исполнительной власти ЕС предложил обязательную цель – в течение 6 лет использовать не менее 25% переработанного пластика в новых автомобилях, в соответствии со своим регламентом по транспортным средствам с истекшим сроком эксплуатации (ELV – end-of-life vehicles). Еврокомиссия также обязала провести технико-экономическое обоснование для установления целевых показателей для стали, алюминия и других важных видов сырья.
Почему это важно
В Euractiv рассказывают, что в Европе ежегодно утилизируется более 6 млн автомобилей. Но несмотря на то, что автопроизводители являются одними из крупнейших потребителей пластмасс, меди, стали и алюминия, они используют лишь очень малую долю переработанных материалов в своих производственных процессах.
Теперь, после более чем 2 лет переговоров, министры ЕС должны согласовать целевой показатель переработанного пластика с поэтапным внедрением его в течение 10 лет.
"Цели должны начинаться с 15%, чтобы убедиться, что мы не столкнемся с дефицитом материалов в первые годы, и двигаться от 20% до 25%, как предлагалось изначально", – сказал заместитель министра окружающей среды Польши Кшиштоф Болеста в интервью Euractiv.
Чиновник считает, что это "обеспечит правильный стимул для перерабатывающих отраслей и защитит инвестиции, которые вкладываются в новейшие технологии переработки".
Ожидается, что комитет Европейского парламента по вопросам окружающей среды обнародует свое мнение относительно предложенного трехэтапного подхода уже на следующей неделе.
Призывы к более амбициозной цели
Однако перерабатывающая промышленность поддержала более масштабную цель, предложенную исполнительной властью ЕС. Промышленники утверждают, что она уже является осуществимой и даже необходимой для повышения циркулярности в автомобильной промышленности.
Эта отрасль также жалуется на нынешнюю нехватку спроса на вторичное сырье, произведенное из отходов. По мнению представителей бизнеса, эту проблему можно было бы решить с помощью обязательных целей.
Сталь может стать следующей
Зеленая группа "Транспорт и окружающая среда" также утверждала, что амбициозная цель по использованию переработанной стали в производстве автомобилей является выполнимой, и представила исследование в поддержку своей позиции. Однако, хотя идея целевого показателя по стали первоначально была выдвинута в Совете, большинство государств-членов призвали сначала провести детальную оценку.
Недавно исполнительная власть ЕС объявила, что исследование потенциальных целей для стали и алюминия будет готово к концу 2026 года. Если данные подтвердят это, Еврокомиссия получит полномочия добавить такие цели в регламент по выбросам углекислого газа.
Напомним, о том, что европейский автопром призывает ЕС не снижать цель в 25% переработанного пластика для новых авто, ЭкоПолитика писала в конце марта.