В понедельник, 3 марта, состоится заседание комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования в режиме видеоконференции в 11:00.
ЭкоПолитика подготовила для своих читателей повестку дня комитета.
Сейчас на сайте доступен ее проект по состоянию на 25 февраля. Также есть материалы к заседанию.
Члены экокомитета рассмотрят 3 вопроса:
- О письме Счетной палаты от 27.12.2024 № 03-4366 относительно Отчета о результатах аудита эффективности на тему "Снижение рисков катастроф – меры по адаптации к изменению климата".
- Об изменениях в часть вторую статьи 107 Лесного кодекса Украины, внесенных Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения лесов" от 20.06.2022 № 2321-IX.
- О кадровых вопросах секретариата Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования.
Во втором вопросе речь идет о положении Лесного кодекса, согласно которому, "вред, причиненный лесу, не предоставленному в пользование, в случае неустановления лиц, виновных в причинении вреда, возмещается органом местного самоуправления, в пределах территории которого находится лес, которому был причинен вред".
Напомним, уже есть первый прецедент: 11 ноября 2024 года Хозяйственный суд Ровенской области удовлетворил иск Государственной экологической инспекции Полесского округа о взыскании с Дубровицкого городского совета ущерба, причиненного окружающей среде, в сумме более 4,9 млн грн.
Вырубку, которая стала предметом этого судебного спора, обнаружила временная комиссия в составе представителей Дубровицкого городского совета, Филиала "Сарненское лесное хозяйство" ГП "Леса Украины", Департамента экологии и природных ресурсов Ровенской областной государственной администрации, Северо-Западного межрегионального управления лесного и охотничьего хозяйства и Государственной экологической инспекции Полесского округа.
Ассоциация городов Украины выступила против такой нормы в законодательстве.
"В результате действия этой нормы территориальные громады несут финансовую ответственность без вины, за чужие действия или бездействие. В дополнение, реализация этого положения может лишить территориальные громады собственности на земли под лесными насаждениями", – говорится в письме Ассоциации к главе экокомитета Олегу Бондаренко.
Представители городов также считают, что часть вторая статьи 107 нарушает конституционные принципы справедливости и гарантии местного самоуправления, а также побуждает к:
- бездеятельности правоохранительных органов по розыску виновников в причинении вреда лесу, незаконной вырубке леса;
- побуждению к новым правонарушениям, ведь виновные не отвечают за содеянное;
- усилению социальной несправедливости через наказание невиновных.
"Как показывает судебная практика, с территориальных громад взимается ущерб, причиненный лесу в результате незаконной вырубки лесов, без розыска правоохранительными органами правонарушителей", – утверждается в письме.
Поэтому в Ассоциации городов Украины предложили главе экокомитета внести законопроект, который защитил бы интересы территориальных громад, и предоставили соответствующий проект изменений в Лесной кодекс. В нем вторая часть статьи 107 Лесного кодекса вообще отсутствует.
На днях в своем еженедельном дайджесте ЭкоПолитика рассказывала об организованной преступной группе, которая занималась незаконными вырубками на Днепропетровщине и нанесла окружающей среде ущерб на несколько миллионов гривен.