В 2025 году ожидаем увеличение финансирования на один проект от Фонда декарбонизации до 90 млн грн, – Олеся Мищенко budport.com.ua

В 2025 году ожидаем увеличение финансирования на один проект от Фонда декарбонизации до 90 млн грн, – Олеся Мищенко

Анна Великая

По словам чиновницы, сейчас энергоэффективность – это мейнстрим 

ЭкоПолитика пригласила на интервью главу правления АО "Фонд декарбонизации Украины" Олесю Мищенко. Мы подробно расспросили о деталях работы Фонда, каких заявителей он кредитует и под какие проекты, легко ли предприятиям получить финансирование и какие изменения планируются в работе Общества в 2025 году. Также узнали, в чем разница между Акционерным обществом "Фонд декарбонизации Украины" и Фондом декарбонизации и энергоэффективной трансформации.

  • Идею создания Фонда декарбонизации в Украине представители бизнеса предлагали власти уже достаточно давно, но создали его только в 2023 году. Почему, по Вашему мнению, на воплощение этой концепции понадобилось так много времени?

Действительно, над созданием Фонда начали работать в 2016 году. К сожалению, я не могу рассказать о том периоде, когда я не участвовала в разработке этого инструмента и этой концепции, поэтому не могу сейчас назвать преграды, которые возникали в прошлом периоде.

Но практика и жизнь показывают, что очень много вопросов решается, когда ответственные за направление визионеры активно занимаются этим вопросом. В данном случае Фонд утвердили, когда Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению возглавила Анна Владимировна Замазеева. Она начала заниматься созданием Фонда с первых дней на должности.

Нынешняя руководительница Госэнергоэффективности провела очень много переговоров с привлеченными министерствами и представителями бизнеса, изучила все наработки работников Агентства, которые начинали работу над созданием Фонда. Как результат – Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс, и Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации был создан.

  • Можно ли сейчас сказать, что Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации, а также АО "Фонд декарбонизации Украины" полноценно заработали?

Да, можем говорить о полноценной работе как бюджетной программы "Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации", так и акционерного общества. Для Фонда декарбонизации и энергоэффективной трансформации уже разработана и утверждена вся нормативно-правовая документация, по нему ведется работа, средства от эконалога перечисляются Министерством финансов. Все эти моменты уже настроены и работают.

Готовится как ежемесячная, так и ежеквартальная отчетность. Налажено взаимодействие между всеми участниками процесса, в частности, с КМУ, казначейством, Минфином, Минразвития (Мининфраструктуры) и Госэнергоэффективности.

Но, конечно, есть процессы, которые требуют совершенствования. В Порядке использования средств государственного Фонда декарбонизации и энергоэффективной трансформации, утвержденном постановлением Кабинета министров Украины №761 от 21 июня 2024 года, есть еще возможность, кроме предоставления льготных кредитов, привлекать к этой программе банки, более 50% акций которых принадлежит государству. Но могу отметить, что те средства, которые нам выделяют, мы осваиваем, поэтому у нас нет остатков финансирования, чтобы расширять программу. Поэтому, по моему мнению, стартовали мы достаточно эффективно. На сегодня у нас на рассмотрении больше проектов, чем остатка средств. Но мы ожидаем от Минфина поступления следующего транша для дальнейшей непрерывной работы по финансированию проектов.

  • Какова периодичность поступления траншей от Министерства финансов?

Согласно паспорту бюджета этой программы, мы ожидаем ежеквартальные поступления. Первое поступление средств прошло в третьем квартале 2024 года. За четвертый квартал прошлого года средства должны поступить в первом квартале этого года.

  • Когда Вы ожидаете возврата средств по проектам, прокредитованным ранее?

АО "Фонд декарбонизации Украины" является финансовым небанковским учреждением. Мы предоставляем государственную поддержку в виде льготных кредитов. В соответствии с Порядком использования средств, мы имеем возможность предоставлять нашим клиентам отсрочку платежа по телу кредита на 6 месяцев, как раз на период реализации проекта. В этот период заемщик должен ежемесячно платить проценты на остаток средств, если у него есть кредитная задолженность, а саму кредитную задолженность возвращать после окончания срока предоставленной отсрочки.

Первые возвраты по телу кредита мы ожидаем в марте этого года. Полученные средства Фонд будет направлять на новые проекты.

  • В недавнем интервью Вы упоминали, что не стоит путать Фонд декарбонизации и трансформации и АО "Фонд декарбонизации Украины". Правильно ли мы поняли, что создание Фонда декарбонизации и трансформации предусмотрено как строчка в бюджете, чтобы иметь возможность перенаправлять туда средства с эконалога, а АО "Фонд декарбонизации" является распорядителем этих средств? Объясните этот юридически-правовой аспект для наших читателей.

Фонд декарбонизации и трансформации – это действительно специализированный фонд, строка в бюджете. Он является накопительным, по нему действует бюджетная программа и есть Порядок использования средств, о котором я упоминала ранее. Кстати, мы ожидаем изменения в постановление, утверждающее этот Порядок [изменения произошли 18.01.2025 года – ред.]

Распорядителями средств программы является Мининфраструктуры [сейчас называется Министерство развития громад и территорий – ред.] (по изменениям в постановлении изменен распорядитель средств) и Госэнергоэффективности. А вот АО "Фонд декарбонизации Украины" является финансовым инструментом, то есть нам перечисляются средства на выдачу льготных кредитов субъектам хозяйствования, органам местного самоуправления и другим субъектам хозяйствования.

  • Когда стоит ожидать изменения в Порядке использования средств, которые Вы анонсировали, и на что они будут направлены?

Эти изменения будут направлены на расширение деятельности и на увеличение количества инструментов. Я не очень хотела бы сейчас говорить непосредственно об изменениях. Из предыдущего опыта мы понимаем, что иногда они трансформируются на этапе принятия решения. Однако могу сказать, что запланированные изменения в постановление расширяют количество инструментов на энергоэффективные мероприятия, увеличивают суммы финансирования, расширяют отсрочку платежа по телу кредита. Все эти нововведения будут положительными для потенциальных кандидатов на получение этой государственной поддержки.

  • По Вашим данным Фонд декарбонизации уже выдал 7 кредитов на 21 млн грн. Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие субъекты их получили. Есть ли среди них представители бизнеса?

По состоянию на 18 декабря у нас уже выдано 16 кредитов на 178 млн грн. Сейчас все кредиты выданы юридическим лицам частного права собственности. Их можно разделить на две части. Первая – это компании, которые внедряют энергосервис. То есть мы прокредитовали энергосервисный механизм, где энергосервисные компании заключили договоры с заказчиками энергосервиса через тендерную процедуру на замену освещения в городе [речь идет о Вознесенске Николаевской обл. – ред.], подписали договоры с коммунальными предприятиями на установку солнечных станций на водоканалах, на установку ИТП и дополнительную термомодернизацию в детских садах. Также у нас есть энергосервисный договор, который предусматривает проведение энергоэффективных мероприятий в больницах.

Вторая часть – это непосредственно производители, которые устанавливали солнечные станции или котельные для собственных нужд производства.

  • А какова география этих проектов?

На сегодня прокредитованы проекты в Николаевской, Одесской, Киевской, Днепропетровской и Львовской областях. Мы стараемся охватить всю Украину.

  • По словам главы Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Анны Замазеевой, Фонд по состоянию на ноябрь накопил 1,4 млрд грн. Вы озвучивали цифру в 379 млн грн эконалога, который аккумулирован на проекты. Чем обусловлена такая разница в цифрах?

Разница в цифрах обусловлена различием понятий – бюджетной программы "Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации" и "Фонда декарбонизации Украины" как акционерного общества и финансового инструмента. Дело в том, что по бюджетной программе на 2024 год планировалось поступление эконалога в Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации 749 млн грн. Соответственно 50% направляется на льготное кредитование через наш инструмент – это 379 млн грн. Эти средства уже поступили в наш уставной капитал, который мы осваиваем и за который предоставляем кредиты. Остальные 50% должны были идти по другим условиям в Порядке использования средств на возмещение процентов по кредитам в коммерческих банках. Поскольку банки сегодня еще работают над разработкой своих продуктов, соответственно в 2024 году они эти средства не использовали.

По состоянию на середину декабря мы имеем справку от казначейства, что за весь год в Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации поступило 1,9 млрд грн. Сейчас эти средства будут перераспределены и будут направляться на финансирование проектов.

  • Какие источники финансирования Фонда, кроме эконалога?

Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации имеет возможность привлекать другие международные средства: гранты, кредитование, международную техническую помощь. На сегодня у нас уже сработан один договор с одним партнером – между Госэнергоэффективности и Программой развития ООН (ПРООН). Средства по нему зачислились в этот Фонд. Порядок их использования утвержден постановлением Кабмина №1040 от 6 сентября 2024 года.

Там сумма небольшая – 10 млн 780 грн. Ориентировочно она может покрыть 3 контракта. Но это только начальный шаг. Мы работаем над развитием нового проекта с нашими партнерами для того, чтобы увеличивать финансирование и развивать у нас рынок энергосервиса и не только.

  • Не связано ли скромное количество выданных кредитов со сложностью процедуры подачи документов?

Конечно, у нас есть требования, которых нет в коммерческих банках, поскольку мы связаны с комиссией Госэнергоэффективности и с оценкой технической стороны проекта. Но, на самом деле, очень много банков привлекают экспертов или создают собственные технические офисы и у них также есть эта процедура по поводу оценки качества подготовки технической документации, кроме финансовой.

На самом деле для кандидата, желающего получить финансирование, по моему мнению, процесс подачи заявки несложный и прозрачный. Наша процедура не требует от кандидата каких-то сложных для получения документов. Поэтому если заявитель ответственно относится к сбору пакета документов, он проходит этот этап достаточно просто. Мы будем рады услышать конструктивную критику от тех, кто уже получал у нас кредиты, чтобы наиболее оптимально настроить наш бизнес-процесс и не создавать лишних бюрократических преград.

Теперь отвечу по количеству прокредитованных проектов. На самом деле мы получили лицензию Национального банка 26 августа. С этого момента мы имели возможность принимать заявки, оценивать их и выдавать кредиты. Первый из них был выдан 20 сентября. Грубо говоря, озвученные ранее цифры – это результат за два месяца активной работы.

Мы вместе с главой Госэнергоэффективности Анной Замазеевой еще до получения лицензии на публичных мероприятиях рассказывали о концепции работы Фонда, чтобы настроить будущих клиентов на подготовку проектов.

Если брать на сегодня динамику подачи заявок, то она очень активная. Я думаю, что мы полностью освоим все средства, которые были выделены, и будем обращаться к нашим международным донорам за помощью в финансировании.

Сейчас энергоэффективность – это мейнстрим. Многие бизнесы уже задумались, что им нужно сформировать собственную экосистему для того, чтобы их бизнесы работали бесперебойно. Эта потребность есть, и она должна обеспечиваться.

Поэтому мы не можем говорить о маленьком количестве. По моему мнению, это неплохой результат за 2-3 месяца активной работы.

  • Как часто Вам приходится отказывать проектам-претендентам на получение льготных кредитов? Например, из-за того, что они некачественно подготовлены.

Имеем еще не очень репрезентативную статистику из-за небольшого количества выданных кредитов. Могу лишь сказать, что из 20 рассмотренных проектов только 4 получили отказ, а 16 были прокредитованы. Очень много проектов сейчас в рассмотрении, но не все из них смогут пройти комиссию даже при условии качественно подготовленных документов в случае, если они не соответствуют требованиям, предъявляемым к проектам. Например, может быть недостаточное собственное финансирование или недостаточность коэффициентов экономии.

  • Сколько времени в среднем проходит с момента подачи документов и до принятия решения о выдаче кредита или отказа?

Если мы отсчитываем с момента подачи полного пакета документов, то это 3-4 недели. Но бывают случаи, когда мы приостанавливаем рассмотрение проекта, чтобы заемщик мог привести свою документацию в соответствие с требованиями. Очень многое зависит от качества подготовленных заемщиком документов.

Иногда подготовка документации задерживается из-за того, что заказчики ждут сформированное коммерческое предложение от качественных исполнителей, на которых в нынешний период высокого спроса есть определенная "очередь". Ведь в описании проекта обязательно должна присутствовать четкая информация о его стоимости.

  • Как Вы прогнозируете, сможет ли Фонд декарбонизации в ближайшие годы выдавать кредиты на экомодернизацию крупных предприятий, которые и являются основными плательщиками эконалога, а не только на локальные проекты?

Крупные плательщики налога на выбросы СО2 имеют возможность обратиться к нам за кредитами на проведение энергоэффективных мероприятий. И это, пожалуй, была бы идеальная история, поскольку мы понимаем, что именно им необходимо внедрять проекты, которые будут уменьшать потребление энергии, выбросы парниковых газов.

  • По Вашей информации, Фонд работает над увеличением финансирования до 90 млн грн. Успеют ли украинские предприятия воспользоваться кредитами от Фонда, чтобы подготовиться к полноценному внедрению CBAM в 2026 году?

Увеличение до 90 млн грн – это будет один из пунктов, который должен быть в изменениях к постановлению. Соответственно, крупному бизнесу будет интереснее. Но хотела бы заметить, что в случае, когда крупные производители внедряют какие-то мероприятия, то это могут быть разные проекты. У нас есть ограничения по финансированию одного проекта, но нет ограничений по количеству кредитов для предприятия. То есть предприятие может себе установить солнечную электростанцию как один проект, поставить котельную на альтернативном топливе как второй проект, провести термомодернизацию здания как третий проект. Поэтому я считаю, что для крупных предприятий тоже есть возможность воспользоваться Программой Фонда декарбонизации.

Крупные предприятия могут успеть обратиться. Например, у нас сейчас в разработке, нам еще не подавали документы – мы только проводили переговоры – завод по производству бетонных изделий, который явно подпадает под CBAM, поскольку они проводят деятельность по экспорту продукции. Это предприятие уже сейчас установило для себя первую очередь солнечной станции для собственного потребления. И они хотят обратиться для установки второй очереди СЭС. Я понимаю, что это нужно для выполнения этих условий и чтобы подготовиться к этому дополнительному налогу.

  • В сети довольно трудно найти информацию о показателях работы Фонда декарбонизации. На официальном сайте соответствующие страницы до сих пор находятся на стадии наполнения, то есть данных нет. Когда можно будет ожидать свободный доступ к объемам поступлений в Фонд и информацию о проектах, которые уже получили финансирование?

Действительно есть недоработки, мы работаем над этим. Я думаю, что в ближайшем будущем мы будем выкладывать ежемесячный отчет по поводу использования средств. Мы сейчас готовим информацию на Минфин, согласно Порядку использования средств, там где мы должны отчитываться об использовании, соответственно, сразу мы выложим информацию на сайте. Она будет пополняться ежемесячно.

Что касается непосредственно самих проектов, нам нужно еще немного доработать наши внутренние документы, чтобы мы могли уже разбивать это по проектам и рассказывать о тех направлениях, которые мы финансируем, кто получил, какое финансирование, какое внедрение и превратить этот отчет в истории успеха, которые уже реализованы. И дальше мониторить, добавлять информацию по поводу ежеквартальной экономии, всех данных, по которым они будут отчитываться в Госэнергоэффективности.

Мы выкладываем всю информацию, которую нужно выкладывать согласно нашим требованиям, и все решения собственников, и всю финансовую нашу документацию, и все, что нужно согласно нашим внутренним правилам и порядкам.

Что касается результатов. Я думаю, что в январе мы их точно увидим, и в дальнейшем они будут на ежемесячной основе пополняться.

  • Есть ли у Вас на примете международные фонды и институты, кроме Программы развития ООН, которые могут помочь с наполнением Фонда?

На самом деле мы вместе с главой Госэнергоэффективности работали еще с начала 2024 года над рекламой такого инструмента, как Фонд. И уже предоставляли предложения нашим международным органам на будущее сотрудничество. Если я по ПРООН могу говорить, что у нас уже договор подписан, выполнен, и мы уже на стадии отчетности о выполнении этой программы, то с другими это пока в периоде переговоров.

Я могу назвать международные организации, с которыми мы работаем, именно по странам. Мы работаем с Данией, с Германией, с Турцией, с Японией. Но пока это все на стадии переговоров, поскольку ведем переговоры не только мы непосредственно. Еще работает Госэнергоэффективности в этом направлении. И уже хотелось бы отчитываться и говорить о конкретных результатах. Потому что стадия переговоры все равно приводит к каким-то изменениям. Есть идеи, есть наработки, но уже хотелось бы об этом говорить, когда будут конкретные результаты.

  • Недавно появилась информация, что Фонд декарбонизации Украины выйдет на рынок факторинга и лизинга. Объясните, пожалуйста, для наших читателей, как будут работать эти механизмы. 

Действительно, 2 декабря Национальный банк выдал нам лицензию на осуществление финансового лизинга и факторинга. По требованиям Нацбанка мы должны в течение 6 месяцев с момента выдачи кредита уже провести хотя бы одну операцию, но мы надеемся, что после изменений в постановлении и после наших внутренних доработок эти механизмы уже заработают в первом квартале 2025 года.

Как мы себе это видим? Конечно, мы видим, что в финансовый лизинг будет предоставляться только энергоэффективное оборудование, будут требования к этому оборудованию, которое может выдаваться в финансовый лизинг. Это, конечно, будет и электротранспорт коммерческого характера, и электротранспорт общественного характера, и оборудование, которое участвует в производстве со своей спецификацией.

Процедура финансового лизинга появится немного позже. Она будет подробно расписана у нас на сайте, клиенты должны ее знать. Что касается рынка факторинга, то это будет не торговый факторинг, это будет финансовый факторинг. В первую очередь, мы сейчас видим, на финансирование энергосервисного механизма. То есть, у нас есть много контрактов, которые уже внедрены, которые заключались на 10, 12, 15 лет. Соответственно, они уже приносят экономию, они уже являются эффективными. Но для того, чтобы эти компании могли внедрять новые энергосервисные договоры, нужно финансирование, которое мы и будем обеспечивать по направлению факторинга.

Читайте также
Стало известно, сколько и каких проектов в 2024 году прокредитовал Фонд декарбонизации
Стало известно, сколько и каких проектов в 2024 году прокредитовал Фонд декарбонизации

В текущем году их количество должно значительно возрасти

В Фонде декарбонизации рассказали, как получить льготный кредит на экомодернизацию
В Фонде декарбонизации рассказали, как получить льготный кредит на экомодернизацию

Сравнительная легкость процедуры его оформления обусловила постоянный поток претендентов

Выбросы сокращаются в сложных для снижения сферах, но не падают до нуля к 2050 году, – отчет
Выбросы сокращаются в сложных для снижения сферах, но не падают до нуля к 2050 году, – отчет

По текущим оценкам, цены на продукцию с нулевым уровнем выбросов углерода возрастут на 40-70%

Финансирование Фонда декарбонизации на следующий год вырастет почти вдвое
Финансирование Фонда декарбонизации на следующий год вырастет почти вдвое

За 3 месяца активной работы учреждение предоставило кредиты для реализации более 30 проектов