Экокомитет поддержал обновление Программы развития минерально-сырьевой базы Украины

Экокомитет поддержал обновление Программы развития минерально-сырьевой базы Украины

Анна Великая

Одной из ее целей является уменьшение зависимости Украины от импорта минеральных ресурсов и увеличение экспортного потенциала страны

Комитет по вопросам экологической политики и природопользования рекомендовал Верховной Раде принять во втором чтении и в целом проект Закона № 6227 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об обновлении Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года и регулирования некоторых вопросов полезных ископаемых и компонентов стратегического и критического значения.

Соответствующее сообщение появилось на сайте комитета.

Цель законопроекта: актуализация Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года, утвержденной в 2011 году.

Законопроект также вносит изменения в Кодекс Украины о недрах, в частности в части полезных ископаемых, имеющих стратегическое и критическое значение для устойчивого развития экономики и обороноспособности государства. Эти изменения необходимы для реализации реформ, определенных Планом Украины для Ukraine Facility.

В частности, среди нововведений :

  • вводится разделение видов полезных ископаемых на 4 категории по промышленно-экономическому значению: категория А (значительные запасы, интенсивно добываются), категория Б (запасы небольшие или истощенные, ограниченная добыча, предмет импорта), категория В (значительные запасы, ограниченная или отсутствующая добыча – нерентабельный), категория Г (запасы не разрабатываются и недостаточно изучены).
  • отдельно выделено, что государство заинтересовано в максимальном замещении импорта углеводородов;
  • уголь из основного источника обеспечения потребностей Украины в энергоносителях стал одним из основных;
  • обновлены цифры запасов полезных ископаемых по сравнению с данными 2010 года.

В экокомитете рассказали, что при подготовке ко второму чтению из 323 поправок и предложений к законопроекту отклонили 43, а другие учли, в том числе частично и редакционно. Отклоненные поправки и предложения касаются взаимопротиворечивых редакций отдельных положений документа, говорят депутаты.

Проектом нового Закона предусматривается: 

  1. Концентрация геологоразведочных работ по приоритетным направлениям развития минерально-сырьевой базы.
  2. Сосредоточение государственного финансирования исследования недр исключительно на поисковых и поисково-оценочных работах с целью выявления инвестиционно привлекательных объектов. Дальнейшее проведение работ по разведке месторождений полезных ископаемых не будет осуществляться за счет средств Государственного бюджета и должно финансироваться недропользователями на условиях инвестиционного риска. Со своей стороны, государство обеспечивает создание необходимых прозрачных и стабильных регуляторных условий для деятельности недропользователей по приращению запасов полезных ископаемых и их добыче.
  3. За государством остается проведение региональных исследований территории Украины, направленных на расширение минерально-сырьевой базы, в частности, завершение геологического картирования по программе "Госгеокарта-200", гидрогеологических и эколого-геологических работ и ведение государственных балансов и кадастров полезных ископаемых, мониторинга состояния ресурсной базы, деятельности недропользователей и т.д.
  4. Научно-информационное обеспечение всех стадий работ, в том числе посредством постоянного мониторинга тенденций развития мирового и украинского рынка минерального сырья.

Особое внимание уделяется сохранению и обеспечению максимальной доступности накопленной геологической информации для оперативности использования потенциальными недропользователями за счет быстрого внедрения современных цифровых технологий ее хранения и использования.

В пояснительной записке к законопроекту №6227 отмечается, что действующая редакция Программы предусматривает объем финансирования на период 2011-2030 годов за счет средств государственного бюджета в объеме 26,1 млрд грн. Предложенная редакция Программы закладывает финансирование за счет средств государственного бюджета в объеме 8,2 млрд грн, в том числе на период 2011-2030 годов – 6,3 млрд грн.

Авторы документа предполагают, что значительную часть израсходованных на реализацию Программы средств удастся компенсировать еще во время ее реализации за счет поступлений от продажи специальных разрешений на пользование недрами, на выделенные при выполнении Программы участки, а также от продажи геологической информации, созданной при выполнении Программы.

Объемы упомянутых поступлений только в 2019 году и за 11 месяцев 2020 года составили 992 и 878 млн грн, говорится в записке.

Напомним, 4 декабря экокомитет поддержал законопроект №12180 об отходах добывающей промышленности. Позже ЭкоПолитика информировала о том, что по мнению специалистов Европейской бизнес ассоциации, этот документ нуждается в доработке.

Читайте также
Законопроект №12180 об отходах добывающей отрасли нуждается в доработке, – ЕБА
Законопроект №12180 об отходах добывающей отрасли нуждается в доработке, – ЕБА

При подготовке документа ко второму чтению законотворцы проигнорировали правки депутатов, профильных ассоциаций и специалистов 

Экокомитет поддержал законопроект №12180 об отходах добывающей промышленности
Экокомитет поддержал законопроект №12180 об отходах добывающей промышленности

Правки депутатов, профильных ассоциаций и специалистов при подготовке документа ко второму чтению не были учтены

Минприроды предлагает штрафовать за нарушения по интегрированным разрешениям
Минприроды предлагает штрафовать за нарушения по интегрированным разрешениям

Замечания и предложения по этим изменениям в законодательстве ведомство будет принимать в течение месяца

Президент Зеленский не подпишет закон №9665 о дровах, – Литвин
Президент Зеленский не подпишет закон №9665 о дровах, – Литвин

Эксперты говорят об успешно проведенной специальной информационно-психологической операции против этого документа