Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины отказывает в выдаче лицензии на управление опасными отходами на основаниях, которых не было во время руководства Руслана Стрельца. Дата последней выдачи ведомством лицензии – 28.08.2024 года.
Этим фактом возмутились в Ассоциации профессионалов окружающей среды PAEW.
Специалисты рассказали, что среди причин отказа в выдаче разрешительного документа в сфере обращения с опасными отходами у Минприроды, в частности, появилась "несопоставимость терминологического аппарата операций по обращению с отходами и управлению отходами, указанных в выводах государственной экологической экспертизы и выводах по оценке влияния на окружающую среду (ОВОС), полученных до 09.07.2022, а также перечня отходов Государственного классификатора отходов и Национального перечня отходов". Такая же причина может стать обоснованием для невыдачи разрешения на обработку отходов, говорят в PAEW.
Экологи напомнили чиновникам министерства, что 14 июля 2023 для упрощения определения классов отходов и перехода на новый порядок классификации Минприроды подготовило таблицу с ориентировочным соотношением кодов отходов ДК 005-96 и проект Национального перечня отходов.
"То есть вопрос "несопоставимости" перечня отходов Государственного классификатора отходов, утвержденного и введенного в действие приказом Госстандарта Украины от 29.02.1996 № 89, и Национального перечня отходов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.10.2023 № 1102, был решен Минприроды", – констатируют специалисты.
Поэтому они говорят о разной трактовке законодательных норм прошлым и действующим руководством министерства.
У специалистов PAEW возникло несколько вопросов по действующим лицензиатам:
- Каким образом на основании заключения государственной экологической экспертизы и выводов по ОВОС, полученных до 09.07.2022, субъекты получили лицензии?
- Как соотносятся коды отходов, названия операций, указанные в выводах государственной экологической экспертизы и выводах из ОВОС, полученных до 09.07.2022, действующих лицензиатов с Законом Украины "Об управлении отходами"?
- Не является ли информация, указанная в выводах государственной экологической экспертизы и выводах по ОВОС, полученных до 09.07.2022, действующих лицензиатов недостоверной? Не является ли это основанием для аннулирования лицензий?
- Какой статус лицензиатов, которые после 09 октября 2024 года не получили разрешение на осуществление операций по обработке отходов?
- При условии пересмотра раз в три года Национального перечня отходов, субъектам необходимо проходить очередную ОВОС?
Специалисты отметили, что по сути у каждого из операторов рынка остается одна и та же установка, один и тот же технологический процесс, "сущность которых не изменится от переписывания их наименования".
"Так чем занимается аппарат Минприроды во время войны, как долго каждый последующий министр будет перекладывать вину за нарушение законодательства на предшественников и на ком из чиновников этот порочный круг будет разорван?", – задают вопросы они.
Напомним, что в Ассоциации профессионалов окружающей среды уже обращали внимание Минприроды на неправомерность требований, предъявляемых к потенциальным получателям лицензий в сфере обращения с опасными отходами и разрешений на обработку отходов. О том, почему требовать от действующих предприятий пройти ОВОС для получения новых разрешительных документов – незаконно, читайте в нашем материале.