Экономика Украины испытает едва ли не наибольшую нагрузку от полного запуска механизма трансграничной углеродной корректировки ЕС (CBAM) в начале 2026 года, поскольку новый углеродный сбор будет применяться к товарам, которые составляют около 20% от общего экспорта Украины в ЕС.
Об этом изданию Carbon Pulse рассказал Станислав Зинченко, генеральный директор аналитического центра GMK Center.
По его словам, Украина не единственная обеспокоена правовыми, политическими, административными и экономическими вызовами, которые встанут перед ней в связи с введением углеродной пошлины на импорт определенных товаров с высоким уровнем выбросов, но из-за войны страна является одной из наиболее уязвимых к действию CBAM.
Согласно статистике мировой торговли товарами ООН, экспорт в Евросоюз продукции, которая подпадает под CBAM, ежегодно приносит Украине $4,5 млрд. Большую часть из них составляет продукция черной металлургии, хотя от введения углеродной пошлины пострадают также удобрения и электроэнергия.
Удар по Украине от CBAM значительно усугубляется войной с россией. По словам специалистов, она уже сократила экономическое производство, повлекла за собой падение ВВП на 30-35% в первый год и спровоцировала самую тяжелую рецессию в истории страны.
"Мы потеряли 60-70% мощностей в энергетике, металлургии и строительстве, и этот процесс продолжается из-за войны", – сказал Станислав Зинченко.
Аналитический центр GMK Center, которым он руководит, в июне призвал к отмене пошлин на выбросы углекислого газа в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
Риски CBAM для Украины
Среди проблем, вызывающих беспокойство, Станислав Зинченко назвал:
- Неравенство между украинскими и европейскими компаниями.
Он привел пример металлургических компаний ЕС, которые в последние годы получали значительную государственную поддержку в проведении мероприятий по декарбонизации производства, имели доступ к субсидиям и грантам. В то же время украинские компании работали в более жестких условиях, что усложняло их конкуренцию в рамках правил CBAM.
- Зависимость страны от рынка ЕС.
Станислав Зинченко рассказал, что после вторжения россии в 2022 году доля украинского экспорта в ЕС почти удвоилась. Если в 2021 году она составляла около 45%, то сейчас, по данным GMK Center, эта доля выросла до 80-85%, несмотря на всеобщее снижение объемов экспорта.
"Каждое незначительное регулирование оказывает значительное влияние на Украину", – сказал он.
Эксперт напомнил, что у Украины ограничен доступ к другим рынкам, поэтому украинские отрасли особенно уязвимы к влиянию CBAM.
"Украинские компании должны иметь доступ к европейским рынкам в течение переходного периода. В противном случае, у нас вообще не будет украинских компаний", – предостерегает он.
По мнению Станислава Зинченко, Украина должна добиваться временного освобождения от платежей по CBAM, но при этом участвовать в процессе отчетности. Эксперт уверен, что это "сохранит финансовые ресурсы для декарбонизации в Украине" и поможет стране перейти на более зелёные технологии.
Директор GMK Center считает, что Украина также должна получить доступ к европейским фондам декарбонизации, поскольку без такой поддержки "возможности украинского правительства финансировать декарбонизацию во время войны или в послевоенный период будут равны нулю".
Также эксперт высказал предположение, что введение CBAM "откроет ящик Пандоры и создаст эффект домино", который может привести к тому, что десятки других стран будут вводить подобные торговые ограничения, связанные с выбросами углерода.
Ранее ЭкоПолитика уже рассказывала, как компании ЕС готовятся к полноценному CBAM в 2026 году.
Также мы писали о том, что, по мнению специалистов Международного совета по вопросам торговли, для малого бизнеса введение CBAM создает как вызовы, так и возможности.