Во вторник, 13 июня, в немецком Бонне завершилась климатическая конференция, на которой странам так и не удалось достичь никакого прогресса в вопросе климатического финансирования. Результаты переговоров должны были стать основой для принятия решений на 29-й конференции ООН по изменению климата – The 29th Conference of the Parties (COP29) в столице Азербайджана в конце этого года.
Об этом сообщает Euronews.
На климатической конференции ООН в ноябре этого года страны должны взять на себя новые обязательства по климатическому финансированию. Они должны договориться о новой коллективной количественной цели (NCGQ) – это сумма денег, которую развитые страны должны мобилизовать ежегодно, начиная с 2025 года, для поддержки климатических действий в развивающихся странах. Но существуют серьезные разногласия относительно того, какой должна быть эта сумма, кто должен быть приоритетным в финансировании, какую форму должны приобретать эти деньги и какую страну считать "развитой".
Поэтому на Боннской конференции этот вопрос был в центре дискуссий. Страны с обеих сторон переговоров выразили разочарование на полпути к COP29.
Есть несколько "камней преткновения" в этой дискуссии.
Спорный вопрос №1: какие страны должны делать взносы?
Некоторые, как Норвегия, утверждают, что страны с высоким уровнем выбросов и экономическим потенциалом, такие как Китай или нефтеносные государства, должны быть частью группы, делающей взносы. В настоящее время они определяют себя как развивающиеся страны согласно Парижскому соглашению, что означает, что они не должны предоставлять деньги в фонды.
США также среди стран, которые утверждают, что пул доноров должен быть расширен за счет стран с развивающейся экономикой.
Спорный вопрос №2: кто должен получать денежные средства?
Многие развитые страны, такие как США, считают, что они должны идти тем, кто наиболее уязвим к последствиям изменения климата – наименее развитым странам (НРС) и малым островным развивающимся государствам.
Но развивающиеся страны говорят, что все они должны иметь право на финансирование.
Спорный вопрос №3: должно ли климатическое финансирование осуществляться в форме фондов или ссуд?
Развивающиеся страны также спорят о том, что на самом деле является климатическим финансированием. Они утверждают, что ссуды не должны относиться к вкладам развитых стран.
Недавний отчет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показал, что развитые страны выполнили свое обещание по выделению $100 млрд (€93,2 млрд) в год в 2022 году с "наибольшим ростом в годовом исчислении, который наблюдался сегодня". Однако 69% этих средств были предоставлены в виде кредитов.
Группы, включая Альянс малых островных государств (AOSIS) и НРС, говорят, что это лишь увеличивает долговое бремя наиболее уязвимых стран.
"На наш взгляд, это о справедливости, это о репарациях, это об ответственности богатых стран. А они смотрят на это как на еще одну возможность заработать деньги. Отчет ОЭСР фактически рассказывает вам эту историю", – заявил на пресс-конференции климатический активист и наблюдатель на Боннской конференции Харджит Сингх.
Спорный вопрос №4: какое учреждение должно размещать у себя фонд для возмещения потерь и ущерба?
После многолетних дебатов на COP27 в 2022 году было принято решение о создании фонда для покрытия убытков и потерь – финансового механизма, призванного обеспечить критически важную поддержку уязвимым странам, сталкивающимся с основным бременем климатических вызовов. В прошлом году такие страны, как Италия и Нидерланды, начали вносить средства в этот фонд.
Пока в Бонне шли переговоры, правление Всемирного банка во вторник одобрило план, согласно которому он будет выступать временным хозяином фондов для возмещения убытков и потерь. Он заявил, что сохранит промежуточный фонд на 4 года с независимым от банка советом, который будет иметь собственную структуру управления и контроль над финансовыми решениями.
Но это также стало предметом споров для развивающихся стран, которые обеспокоены тем, что развитые страны, включая США, назначающие президента Всемирного банка, могут оказать слишком большое влияние на распределение этих средств.
Что это означает для COP29?
Учитывая, что на COP29 в Азербайджане в ноябре этого года будет принято много важных финансовых решений, ее уже окрестили "финансовой COP". Страны продолжат обсуждение заключения нового климатического финансового соглашения после того, как наконец будет достигнута договоренность о выделении $100 млрд. Ожидается, что NCGQ выйдет за рамки начальной цели, поскольку $100 млрд является самой низкой суммой, и будет базироваться на реальных потребностях стран, которые пострадают от изменения климата.
Ранее ЭкоПолитика писала о том, почему Боннская конференция по вопросам изменения климата важна.