Специалисты объектов природно-заповедного фонда, расположенных на Кинбурнской косе, рассказали о последствиях оккупации полуострова российскими войсками. По их словам, наибольший вред природе косы наносят пожар.
О разорении этой жемчужины Николаевщины пишет Укринформ.
После провозглашения независимости Украины на полуострове был создан Региональный ландшафтный парк "Кинбурнская коса", а в 2009 году – еще и Национальный природный парк "Белобережье Святослава". Их работники занимались сохранением природы Кинбурна. Теперь они с помощью спутниковых снимков отслеживают разрушение экосистем заповедных территорий.
“По спутниковым снимкам можно достаточно точно определить объемы пожаров и повреждений, нанесенных окружающей среде взрывами и передвижением военной техники. За динамикой изменений позволяет наблюдать дистанционное зондирование. Из космоса хорошо видно, какой ущерб нанесен и лесным насаждениям, и степям, и водно-болотным угодьям”, – говорит Олег Деркач, глава Николаевского филиала Национального экологического центра Украины.
Факторы, причиняющие вред Кинбурну
1. Пожары
Олег Деркач говорит, что наибольший вред природе полуострова наносят пожар. С начала полномасштабной войны на Кинбурнском полуострове с помощью спутника их зафиксировали более 180.
"Такого масштаба пожаров на Кинбурне не было за всю историю его существования. От огня страдают огромные площади, в Нацпарке выгорело 60% суши. Несколько раз загорались участки в районе Волыжиного леса. Этот уникальный природный уголок сохранился еще от Гиллеи – огромного старинного лесного массива, который в античные времена царил в низовьях Днепра. Здесь растет 500-летний дуб – самый старый в Николаевской области”, – рассказывает он.
Научный сотрудник НПП "Белобережье Святослава" Евгений Касьянов добавляет, что во время полномасштабной войны площадь пожаров на николаевской части Кинбурнской косы составила более 7214 га. Из них:
- в Нацпарке "Белобережье Святослава" – 6347 га;
- в Черноморском биосферном заповеднике (Волыжин лес) – почти 152 га;
- в РЛП "Кинбурнская коса" – 715 га.
На 450-500 га зафиксированы повторные возгорания.
На территориях, где произошли пожары, уничтожены места гнездования около 100 видов птиц.
2. Нарушение растительного покрова и эрозия почв
Их влечет за собой массовое вытаптывание, движение джипов, грузовиков и тяжелой гусеничной техники. Вредят почвам и фортификации оккупантов.
3. Постоянные обстрелы
Боевые действия сопровождаются выстрелами и взрывами. Это мощный стресс для животных, рыб и птиц. И. о. директора РЛП "Кинбурнская коса" Константин Рединов рассказывает, что сила звука во время выстрелов и взрывов может достигать 100 децибелов, а это очень мощное влияние, которое мешает птицам гнездиться и отдыхать. А если учесть, что после каждого взрыва они слетают с насиженных мест и долго кружатся в небе, то следует учесть еще и фактор постоянной усталости. Это особенно вредит тем видам, которые гнездятся колониями, как кулики и крачки.
Кроме этого, "прилеты" сопровождаются взрывной волной, из-за чего пернатые, как и люди, получают контузию.
4. Заминирование территории
Большие виды млекопитающих, такие как волки или лисы, могут перемещаться по суше в сторону Херсона, но путь усложняется минными заграждениями. Противопехотные мины срабатывают даже тогда, когда на них наступает небольшое животное размером с лису.
Ситуация с заминированием осложняется тем, что Кинбурнский полуостров имеет специфический ландшафт, в частности, береговую полосу и плавни, которые будет сложно разминировать.
5. Загрязнение горюче-смазочными материалами
От него страдают птицы, животные, почвы, акватория, прилегающая к Кинбурну. По словам Константина Рединова, если птицы попадают в нефтяную пленку, то теряют способность летать и без посторонней помощи погибают.
6. Повышение уровня воды из-за подрыва Каховской дамбы
Константин Рединов говорит, что пик подъема воды в этих местах – на 1,1 м – наблюдался 8 июня 2023 года. Затопило около 2530 га природных комплексов на побережье Днепровско-Бугского лимана. Повышение уровня воды пришлось на гнездовой период, поэтому птичье потомство погибло.
Прогнозы ученых о будущем флоры и фауны Кинбурнской косы
Ученые единодушны в том, что делать сейчас предсказания на будущее очень сложно. Все сходятся во мнении, что о подлинных последствиях оккупации полуострова российскими захватчиками мы узнаем только после его освобождения. Тогда же экологи смогут полностью подсчитать ущерб, причиненный природе Кинбурна.
"И хотя окончательную сумму сейчас назвать невозможно, с уверенностью можно сказать, что она будет исчисляться миллиардами", – отметил Олег Деркач.
Он добавляет, что важно подсчитывать ущерб по методикам, отвечающим мировым требованиям. Только тогда они будут приняты в международных судебных инстанциях.
Ученые считают, что для восстановления лесов понадобятся десятилетия. И это – в лучшем случае, если средства на это выделят сразу после освобождения полуострова.
"Что касается заповедных степей, то ситуация еще хуже. Дело в том, что до сих пор они никогда не распахивались, почвы здесь очень уязвимы и после повреждений такого масштаба на их восстановление понадобится несколько десятков лет”, – отмечает Олег.
Но ученый уверяет, что хотя Кинбурнской косе и нанесен огромный ущерб, но не все так критично. Особенно если учитывать, что выгорели в основном искусственные насаждения – монокультуры сосны. При правильных действиях в долгосрочной перспективе это может оказать даже определенный положительный эффект. Появляется возможность восстановления песчаной степи и присущих этому месту колковых лесов.
В апреле 2023 года ЭкоПолитика сообщала, что оккупанты полностью сожгли около 8 тыс. га территории на Кинбурнской косе.
В июне 2023 года мы рассказывали, что заповедники Николаевщины потерпели катастрофическое затопление.