Предприятия должны покупать определенное количество квот, чтобы покрыть выбросы за определенный период. Часть квот предприятия могут получить бесплатно, если это предусмотрено действующими правилами. Однако другую часть приходится покупать на вторичном рынке, то есть на аукционе, который производится от имени государства. На вторичном рынке квоты можно купить у других предприятий на специальной бирже. В ходе торгов и устанавливается стоимость CO2.

Центральным элементом EU ETS является объединенный реестр, который ведет учет парниковых квот и парниковых выбросов, где все участники имеют свои рамки. Его работу обеспечивают 2 типа администраторов – центральный и национальный.

EU ETS является децентрализованной системой. Страны-участники могут самостоятельно решать, какие органы будут внедрять правила торговли квотами на национальном уровне. Не запрещается совмещать все контролирующие функции в одном органе.

Первая пилотная фаза EU ETS началась в 2005 году, во время которой создавалась инфраструктура для торговли выбросами, в частности, по мониторингу, верификации и т.д. Первоначально система распространялась только на страны ЕС, впоследствии охват постепенно увеличивался. Также увеличивался охват парниковых газов, ведь вначале EU ETS включала только выбросы углерода. Также менялось распределение бесплатных квот, которых первоначально было большинство.

В EU ETS вносилось очень много изменений, которые не всегда были удачными. Время от времени система нуждалась в дополнительном вмешательстве, чтобы вернуться к сбалансированной работе.

ЕС также сохраняет бесплатные квоты. Это нужно для противодействия утечке углерода, то есть переносу производственных мощностей в страны с менее жесткими экологическими нормами. Эта проблема прежде всего существует для тех предприятий, у которых нет технологий для быстрой декарбонизации. Бесплатные квоты позволяют таким предприятиям дождаться необходимых технологий для уменьшения выбросов.

Они распределяются на основании бенч маркеров, которые отображают 10% выбросов наиболее эффективных предприятий. Они постепенно снижаются, что стимулирует предприятия постепенно снижать свои выбросы. В 2020 году по бенч маркерам было распределено 40% квот.

Начиная с 2026 года, объемы бесплатных квот начнут уменьшаться в связи с введением механизма углеродной корректировки импорта — CBAM. С 2034 года бесплатные квоты будут отменены для всех секторов, охваченных CBAM.

Отдельное место в выдаче бесплатных квот занимает энергетический сектор, поскольку с 2017 все электростанции должны покупать квоты на выбросы. Однако 10 стран оставили бесплатные квоты для энергетических и отопительных предприятий для переходного периода. В настоящее время ими пользуются только три страны, в том числе Болгария и Румыния.

Доля бесплатных квот существенно отличается в отраслях. В металлургической и химической промышленности объемы бесплатных квот могут значительно превышать фактические парниковые выбросы. Выделение бесплатных квот приводит к тому, что не все предприятия платят одинаковую цену за CO2. Кто может ничего не платить, а кому приходится покупать квоты для более 50% выбросов.