Основной критерий такой поддержки — она ​​не должна вызывать нечестную конкуренцию и предоставлять компаниям искусственные конкурентные преимущества. Если отдельная компания, используя свое влияние, получит от государства преференции — очевидно, что она понесет значительно меньшие затраты на изготовление продукции, чем другие участники рынка.

Решение о государственной поддержке частного бизнеса принимается только после получения разрешения Европейской Комиссией после тщательного изучения ее влияния на рынок органами защиты конкуренции (вроде нашего Антимонопольного Комитета), даже если речь идет о преодолении последствий пандемии Covid-19 для бизнеса.

У государства не может быть "любимчиков", она должна быть на защите окружающей среды и здоровья граждан.

Приемлемой государственной поддержкой, согласно рекомендациям OECD, являются: поворотные гранты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (R&D) и охрану окружающей среды, государственные кредиты на льготных условиях, налоговые льготы для отдельных сфер, а не предприятий, торговые ограничения в соответствии с правилами ВТО и требований других соглашений.

Неприемлема: компенсация убытков любыми инструментами, вливания капитала и списания долгов, безвозвратное финансирование (о котором так сладко мечтают определенные промышленные группы), инструменты на расширение мощностей, влияние на ценообразование и субсидирование экспорта.

Такая поддержка в случае предоставления будет приводить лишь к введению межгосударственных торговых ограничений в отношении Украины.

Таким образом ЕС поддерживает конкуренцию, которая является залогом получения лучшего товара по низким ценам и противодействует демпингу, в том числе со стороны грязных производств.

Углеродная пошлина может стать одним из таких инструментов, ведь промышленность, вкладывающая средства в модернизацию, должна иметь равные условия с теми, кто уклоняется от экологических обязательств и несет вмененные издержки.

Матти Маасикас, Глава Представительства ЕС в Украине, во время 12-го Европейско-украинского энергетического дня отметил, что не существует ни одной страны, где "зеленые" преобразование возможно профинансировать только за счет государственных средств и часть этого "бремени" должен нести на себе частный сектор.

Опять же — для того, чтобы быть конкурентно способными на рынках ЕС, которые являются одними из наших основных торговых партнеров. Тем более, что государство имеет свое "промышленное" бремя, активы в государственной собственности, в том числе и на рынке энергетики, которые также нужно модернизировать.

Сначала план модернизации — потом кредиты

Как я отметила ранее — для получения отступления владельцы промышленности должны разработать инвестиционный план, который является неотъемлемой частью промышленной политики на основе собственных финансовых показателей.

Только после этого можно будет говорить о разработке необходимых планов потенциальной и исключительно поворотной приемлемой государственной помощи для бизнеса, то есть такой, которая будет возвращаться в бюджет в полном объеме.

Именно в таком порядке: сначала принятие законопроекта 4167, который устанавливает конкретные сроки модернизации, изучение бизнесом НДТМ в своей сфере, разработка инвестиционного плана и его представления разрешительному органу для получения отступления и после этого — обсуждение поворотной поддержки.